печкин во плоти

Гештальтпсихология



Пора уже развлечь друзей научно-популярным постиком.
Вы помните, как я пытался популярно рассказать о гештальттерапии? А сейчас пришло время осветить базис – гешьтальтпсихологию или гештальт подход (далее ГП). Я вижу это направление наиболее простым и естественным, а кроме того достаточно экзистенциальным, чтобы избавить его содержание от ложных проекций, придумок и ригидной позиции авторов.
Итак, ГП возникала на родине научной психологии – Германии. Своим возникновением она обязана немецким психологам, проводившим эксперименты с восприятием. В результате этих исследований было установлено важное свойство сознания – его тенденция объединять единицы внешней информации и впоследствии, воспринимать эти единицы как целостность.



Немецкое слово gestalten (гештальтен) в русском переводе означает оформлять, компоновать, складывать, формировать. Все эти значения обращают наше внимание на процесс формирования единицы из множества или одной фигуры из нескольких.
Феномен гештальтпсихологии виден уже в первом предложении этого текста – четыре разных смысла составляют значение одного слова, складываются в единое целое.

Например, немецкий психолог Вильгельм Вундт, исследуя звуковое восприятие, установил, что простой ритмичный звук метронома объединяется сознанием в двухтактную связку. Эта особенность так очевидна, что мы не обращаем на неё внимания – она срабатывает как бы естественно, автоматически.
Кроме того, им было обнаружено, что человеческое сознание может запоминать практически безграничное количество звуковой информации, в том случае если оно объединяется в более и более крупные единицы. То, что мы слышим в музыке мелодию, а не хаотичный набор звуков, является простым гештальт-свойством психики.

Самым простым примером возникновения гештальта в визуальной сфере является трёхмерное восприятие объектов. Суть этого процесса в том, что два изображения, увиденные нами с разных точек «собираются» в единое целое мозгом и воспринимаются им соответственно. Изображение принимает глубину.

Ещё одним примером является восприятие букв с недостающими частями. Сознание, используя прошлый опыт, стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.

Или, обращаясь уже не к буквам, а к словам, можно привести следующий пример: в слове грамматически корректно пишется первая и последняя части слова, а середина заполняется абракадаброй. Сознание «формирует гештальт» и мы, естественно узнаём правильное слово.

В ГП есть два базовых понятия – фигура и фон. В мире звуков, фигурой будет являться отдельный звук или мелодия, а фоном тишина или другие, не оформленные сознанием в данный момент звуки. В видимом мире, фигура это отдельные визуальные элементы, а фон – все, что не ощущается как целостность в момент их восприятия. Приведу несколько классических изображений дающих представление о формировании гештальта и его ключевых свойствах:



Если мы посмотрим на эти чёрточки, то увидим интересный эффект, те из них, что расположены ближе друг к другу группируются в целостные элементы – фигуры на фоне. Вы можете попробовать «собрать» фигуры из линий расположенных дальше друг от друга и при достаточном усилии сможете это сделать. Но! Как только вы расслабитесь и перестанете принудительно собирать эти фигуры, прежняя ситуация восстановится как бы «сама собой». Здесь мы видим два важных феномена образования гештальта:
1. он возникает из фигур обладающих похожими или подобными свойствами;
2. элементы, из которых он собирается, стремятся к естественному равновесию, т.е. для формирования гештальта не требуется дополнительных усилий, они требуются лишь в том случае, когда мы с помощью сознания пытаемся собрать «неестественную» фигуру.



Этот рисунок даёт нам представление о ещё одном важном свойстве – взаимодействии фигуры и фона. Можно сказать, что фон находится за пределами восприятия, однако, именно он влияет на формирование фигуры. На нём, несмотря на то, что линии по-прежнему находятся на том же расстоянии, нетрудно сформировать и удерживать фигуры находящиеся дальше друг от друга, так как они ограничивают внутреннее пространство с помощью дополнительных отрезков – вступают во взаимодействие с фоном.

Нельзя выяснить, как формируются группы или единицы, рассматривая поочередно сначала одну точку, затем другую, т. е. рассматривая их, независимо друг от друга.

Приблизиться к пониманию этих фактов можно, только принимая во внимание, как местные условия на всем поле влияют друг на друга. Сам по себе белый цвет не делает белую линию, начерченную на черном фоне, реальной оптической единицей в поле; если нет фона другого цвета или яркости, мы не увидим линию. Именно отличие стимуляции фона от стимуляции внутри линии делает ее самостоятельной фигурой. То же самое касается единиц более высокого порядка: не независимые и абсолютные свойства одной линии, затем другой и т. д. объединяют их в одну группу, а то, что они одинаковы, отличны от фона и находятся так близко друг к другу и взаимодействуют с ним.



Этот рисунок, показывает нам следующий феномен - не имеет значения, какого рода различие свойств элементов. Члены ряда «одного качества» образуют группы, и когда качество меняется, мы видим новую группу.

Этим наши наблюдения не кончаются. Если снова взглянуть на ряд параллельных прямых, мы видим, что образование групп касается не только параллельных линий. Все пространство внутри группы, наполовину ограниченное ближайшими линиями, несмотря на то, что оно такое же белое, как и вся остальная бумага, отличается от нее, воспринимается по-другому. Внутри группы есть впечатление «чего-то», мы можем сказать «здесь что-то есть», тогда как между группами и вокруг рисунка впечатление «пустоты», там «ничего нет».
Это различие, названное различием «фигуры» и «фона», еще более удивительно тем, что вся группа с заключенным в ней белым пространством, кажется «выступающей вперед» по сравнению с окружающим фоном – фигура как бы стремится навстречу к воспринимающему, выступая из фона.

Теперь вы понимаете, почему у меня в своё время «свернуло крышу» на ГП?)))



И последний рисуночек, так сказать: на десерт. Он отражает ещё одно, архиважное свойство образования гештальта – динамику. Представьте, что изначально на нём было нарисовано две пары линий, одинаково удалённых друг от друга. Они сформировали две фигуры. Затем, мы взяли и подрисовали ещё две линии снаружи от правой группы, да так, чтобы они были значительно ближе прежних. Произошло следующее - первая группа разрушилась, и образовались две новые группы из линий, которые сейчас находятся ближе друг к другу.
Отсюда можно сделать еще один вывод: характер «фигуры» и «фона» настолько зависит от образования единиц в поле, что эти единицы не могут быть выведены из суммы отдельных элементов; не могут быть выведены из них и «фигура» и «фон». Они находятся в постоянном взаимодействии, изменении и внутреннем равновесии.

Здесь уже хочется произнести что-то вроде: Аминь! И раскланяться. В следующей части этого поста я напишу о ещё более любопытных вещах – механизме образования фигуры и фона в сфере организм-среда, т.е. перейду от визуальных фокусов к жизни.
Для продолжения тыцкнуть сюда

Божежмой, как же это помогает тебе ковыряться в ментальных внутренностях людей? *мотнула головой, скидывая легкий морок*

Edited at 2012-11-13 06:26 (UTC)
Очень интересно. Я помню в художке у меня преподавал дед такой веселый, так вот он что-то очень похожее нам объяснял, только на других примерах и, понятное дело, это касалось рисования. Далеко не все понимали правда о чем он :)

Edited at 2012-11-13 08:14 (UTC)
вот, мне многие об этом говорят, но мне не жалко, я бы с удовольствием оказался без работы, это бы значило, что все невротики пришли в норму и я могу отойти на покой - выращивать тыкву на даче)
Ого базис. Низкоуровнево.

С некоторыми натяжками могу переложить эти примеры на примеры из жизни, если вместо палочек людей или их роли в жизни поставить.

как такой глубокий пласт теории ведет к практике это чертовски интересно.
Навскидку, перед тем как прочту 2 часть:

если мы знаем что невроз это нарушение контакта, естественного возникновения фигуры на фоне, и косяки бывают 4ех видов: проекция, интроекция, слияние, еще че то.

первая картинка - человек пытается собрать неестественную фигуру.
так. как это к проекциям относится не знаю.
мне кажется что в случае не палочек, а людей невротик смотрит на картинку (ситуацию) через лупу - и ему кажутся похожими удаленные, но одинаково кривые палочки. Например у человека фигура "жена" складывается из неестественных свойств (удаленных палочек) и на поддержание иллюзии (лупы) уходит энергия.
Может эти 4 нарушения это причины возникновения лупы (форма) а не как протекает распознования.

охх, я сейчас лишь бы попробовать отписал, вечером всерьез попробую примерить.

Edited at 2012-11-14 14:06 (UTC)
ок, значит первый пост был про целостное представление, а второй про вхождение в контакт.

то есть у меня не получится дать три конкретных примера как это на практике, на практике в одном примере из жизни можно пронаблюдать все представленные нарушения создания целостной картинки.

А что начинается с aссоциаций, которые меняются в связи с окружающей средой? Давай на ты.
Я к концу ответа сообразил что неправильно тебя понял сначала, теперь не знаю к чему отнести твою фразу.


Edited at 2012-11-14 17:10 (UTC)