неожиданность

Истерический смех

Добрый день, Дмитрий. Моему сыну 9 лет, и у него последние полтора-два года (в последнее время более проявлено) наблюдается какая-то форма психического расстройства или внутреннего напряжения, выражающаяся в истерическом смехе в ответ на какие-то негативные события вокруг. Например, он увидел, что кто-то упал или стукнулся - начинает смеяться; сделал неправильно домашнее задание, ему показываешь, что он неправильно сделал - начинает смеяться; или если сам что-то сломает или где-то налажает, а также если чего-то боится, то тоже начинаются или смешки или истерический смех, который он сам же пытается подавить, но от этого получается еще хуже.

Этим процессом он сам как-то с трудом управляет, то есть сдерживать этот смех не получается, разве что переключать его внимание на что-то другое, это его отвлекает и он успокаивается. Если ругать или наказывать за такую реакцию - становится только хуже.

У меня есть предположение, что это какое-то внутреннее напряжение, не выраженные эмоции или страх чего-то дают такую реакцию. Вопрос - как эту проблему разрешить? Я понимаю, что здесь нужна длительная работа в каком-то направлении, мне бы узнать хотя бы из какой области. Это психиатрия или психология, с чем обращаться к специалисту. Может быть, какие-то психологические практики есть, которые можно было бы почитать и самостоятельно выполнить.




Мой ответ:
Любые воздействия на среду, которую организм осуществляет, являются способом манипуляции для извлечения определённых выгод. В свою очередь любое интенсивное воздействие среды (которую в т.ч. представляют другие люди), будь то болевые ощущения или направленный коммуникативный манёвр являются агрессией, либо создают экстремальную ситуацию, которая может восприниматься как агрессия.

Когда на организм осуществляется такое средовое воздействие, у него есть всего лишь три способа ответной реакции – ответное действие (агрессия), замирание или бегство.

Смех это яркая реакция, которая призвана выразить внутреннее возбуждение и передать его окружающим – т.е. это действие, направленное на среду. Кроме того, смех это оскаленные зубы и громкие повторяющиеся звуки, если бы мы видели смеющееся животное, то, скорее всего, воспринимали его агрессивным по отношению к нам. Действительно, многие люди используют смех как агрессивный инструмент, например мы можем видеть насмешку или "дьявольский смех" – злорадство по поводу чужой беспомощности.

Когда способы манипуляции средой применяются неадекватно, это говорит о некоей амбивалентности, расщеплении. Имеет место несоответствие стимула и реакции. Можно сказать, что в этом случае происходит некая внутренняя транзакция, которая нарушает инстинктивную спонтанность и побуждает к определённому поведению.

Ну, например, смех сквозь слёзы говорит о противоречивом отношении к происходящему. Психически человек разделяется на того, кто смеётся и того, кто плачет.
Смех при болевых ощущениях – средство ухода, желание скрыть чувства. В этом случае в человеке всегда присутствует тот, кто ощущает физическую боль и тот, кто заставляет реагировать иным, неестественным образом.

В данном случае можно говорить о некоем расщеплении психики, влекущем за собой неадекватную реакцию. Я употребляю здесь термин расщепление не в патологическом контексте, а скорее в контексте функционирования её не как целостности, а как чего-то состоящего из частей.

Реакция твоего сына, в данном случае - неадекватное средство защиты, которым он, к тому же не управляет. И конечно такой смех является действием, скрывающим естественную природу изначального импульса, что может говорить о внутреннем критическом отношении к нему. Скорее всего, она вызвана некоей травматической ситуацией, которая произошла в прошлом.

Сейчас я пофантазирую, чтобы чуть лучше объяснить, как это могло произойти:
Например, он мог увидеть, что какой-то человек смеётся в ответ на боль и попытался реагировать так же, когда ему самому было больно, однако в тот момент, когда он попробовал такое поведение и способ реакции, некая внешняя фигура, например родитель, могла затормозить эту реакцию, вызвав внутреннее сдерживание. Например, пристыдила или поругала за это.
Или, его могли поругать или пристыдить когда он плакал от боли или выражал агрессию и тогда он выбрал другую реакцию, которая могла выразить его возбуждение, но была бы адекватна тормозящей его среде.

В любом случае речь идёт о сдерживании. Т.к. внешняя тормозящая коммуникация интроецируется в психику – сдерживание стало внутренним. После того, как внутреннее намерение и возникшая в связи с ним энергия и возбуждение не «доведены до конца» и соседствуют с «проглоченным» сдерживанием, мы получаем ретрофлексию – обратную проекцию, которая срабатывает всякий раз, когда появляется внешняя экстремальная ситуация.
Короче, в психике ребёнка образовывается импульс, который вызывает смех как защиту от внешней ситуации и одновременно другой, тормозящий импульс сдерживающий первый. Энергия как бы распределяется между этими двумя импульсами и порождает зацикленное состояние – первичный импульс не может реализоваться полностью и потому реакция становится неуправляемой и проигрывается вновь.

Что делать?

Как ты сам правильно понял, сдерживание или контроль, направленный с твоей стороны на изменение этой реакции будут усугублять её, потому что лишь укрепят тормозящий импульс, который собственно говоря, и приводит к зацикливанию и невозможности изменить поведение. И твоя догадка о том, что это внутреннее напряжение, сдержанные эмоции и страх тоже верна. Вопрос в том, что делать?

А делать надо следующее, необходимо поддержать первичный импульс и ослабить его сдерживание, чтобы он полностью выразился и «дошёл до завершения».

Я бы посоветовал всякий раз, когда сын реагирует подобным образом поддерживать его вербально, предлагая смеяться сильнее. Возможно, неплохим способом поддержки будет совместный смех.
Короче говоря, необходимо усилить его реакцию и ослабить сдерживание. В процессе хорошо спросить его, что он сейчас хочет сделать и если ответ будет получен, предложить сделать это.
Вполне возможно он сможет с твоей помощью придти к катарсису и завершению, что может быть выражено в гневном крике, истерике. Я бы предположил, что этот смех должен перерасти во что-то другое, более натуральное и агрессивное. Может быть, я бы даже предложил "прокричать этот смех" или перевести смех в крик.

Если это не сработает, то я бы рекомендовал обратиться к хорошему детскому психологу, который сможет использовать какую-либо проективную методику для работы с этой зацикленностью.

Вообще я не думаю, что проблема серьёзная, однако как зацикленное и неадекватное действие она может остаться на довольно долгий срок и даже на всю жизнь, что может повлечь за собой проблемы в коммуникациях с окружающими.

Желаю удачи!

Я на facebook         Я во вконтактике
Офигеть!
Не знаю насколько эта реакция неестественна, но у меня этот инструмент давно прокачивается, мне кажется уменьшение кпд выразительности уже давно перекрыто социальными плюсами.
Хотя я не представляю насколько неестественно смеется ребенок, но в большинстве случаев смех - гораздо более социальная реакция чем ор.
Есть конечно люди которые вообще могут не выражать, а проглотить переварить и действовать, но у них потолок стресса пониже будет, кпд выше - емкость ниже.

Сломал себе что нибудь - ржу, люди вокруг помогают не паникуя. Конфликт назревает - ржу так чтоб поняли что агрессии хватит всем глаза повыдавливать - конфликт разряжается, всем хорошо.
Есть и минусы - как правило на большинстве посиделок соседи стучат в стену после взрыва моего хохота, но я не могу представить как бы было иначе.
Вот мой племянник не тянет - он не такой лютый истеричка, у него "Ээ-хе-хе" получается, а я в 8 лет уже вполне заразительно ржал.
в студенческие годы у меня было что-то подобное
и у нескольких моих Кать (в основном, моих девушек звали Катями, а теперь, вот, и жену)

переутомление и неясность жизненных перспектив
Со мной подобное случилось в универе, на пятой паре (до этого всегда не больше четырех было). И вот слушаю я про анатомию и морфологию центральной нервной системы, а преподша курит в вытяжку... и вдруг я начинают подхихикивать, все больше-больше, уже каждое слово вызывает взрывную реакцию, а я сижу малинового цвета - силюсь выглядеть прилично, сдерживаюсь. И не получается: внутри ужас от того, что я не могу совладать с собой, и что это все неадекватно и что меня сейчас-таки выставят с лекции. Дальше уже каждый смешок заканчивался всхлипыванием и приливом слез.
Препод говорит:
- Что смешного я сказала?
- Ничего - я ржу уже как конь - мне плохо, можно я уйду.
Дальше шла пешком до трамвая и ревела в голос - тоже не специально, остановится не могу... а в трамвае я уже спала, забыла про всякую опаску потерять учебники, документы и ключи.
А я три раза был на похоронах (в 19 лет у меня друг самоубился, и еще два раза родственников хоронили) и меня каждый раз тааак распирало чтоб поржать, ну прям как шар был. и настроение такое веселое и приподнятое было шопесдец.
Дим, вот тормозящий импульс приводит к зацикливанию и является амбивалентной, невтемной, вредной. Таким образом, подтверждается, что состояние стремится к завершению. Но вот у меня вопрос, Дим: неужели все возникшие состояния необходимо завершать? Неужели, если вдруг понял, что работа уже не та - нужно менять; неужели если после долгих отношений с партнером нужно трахаться с коллегой по работе, если захотелось его вдруг?
О да, знакомо, перед экзаменом меня так и распирает на хаха до тех пор, пока я не осознаю, что все пропало. А потом ржать начинаю еще сильнее. Меня всю жизнь за это ненавидят. :D
А еще было пару раз, с подругой начинали безудержно хохотать вплоть до того, что я со стула падала. Ничего не могла с собой поделать.
Мне сейчас 39 и до сих пор в очень стрессовой ситуации у меня начинается смех . Это происходит редко , но все же происходит. Самое интересное что смех до слез был всего пару раз лишь.