блюющий клоун

Социальный помощник ч. 2



Психолог, прежде всего человек, который преследует свои собственные цели. Целью психолога является результат в его работе – самостоятельность клиента. Само сотрудничество психолог-клиент это партнёрство. Партнёрство это равноправие и здоровый эгоизм. Никому не хочется иметь партнёра, которого надо тащить на себе. В этом случае результат становится либо сомнительным, либо довольно отсроченным. Поэтому делая себя клиентоориентированными, мы, конечно, помогаем клиенту до нас дойти и принести нам деньги, но с другой стороны, возможно, дискредитируем себя как профессионалов, создавая ситуацию в которой общая цель становится более интересной для нас лично.

Факт в том, что людей много. Я предпочитаю работать с теми, кто находится в меньших рамках. Возможно это не слишком пахнет человеколюбием, зато честно.

Раз уж работа общая, то хочется получить какой нибудь залог успеха. Поэтому когда новый клиент мне задаёт вопрос: "Дима, за какое время мы сможем решить проблему?", я как правило лукаво зеркаля клиента бросаю: Да, да, точно, совсем забыл задать тебе этот вопрос. За какое?

Грех жаловаться, я имею счастье работать с очень интересными людьми - художники, программисты и айтишники всех мастей, домохозяйки, журналисты, владельцы бизнесов и актёры. Мне конечно нравится скорая помощь, но если человек приходит с чему нибудь типа постижения смысла жизни или задачей усиления какого-нибудь качества это тоже приятно.




И о частоте сессий. Меня часто спрашивают: сколько сессий нужно и как часто? Приведу любопытный пример: в классическом психоанализе меньше чем 4 сессии в неделю психоанализом не считается. Можете прикинуть, сколько денег нужно? Вспомните про несколько сотен часов которые на кушетке должен пролежать сам психоаналитик и осознайте степень вовлечённости человека в дело - тебе просто приходится вкладывать хорошие бабки в себя. Чота я по-моему рекламирую конкурентов? Не?

В гештальт подходе мы поощряем инициативу клиента. Мне нравится когда клиент сам определяет частоту сессий. В терапиях бихевиорального (поведенческого типа) принято составлять контракты в которых клиент в частности обязуется отходить определённое количество встреч с определённой частотой. В противном случае клиент уплачивает штарфные санкции. Я не поддерживаю этот подход. Во-первых как я уже сказал, клиент это партнёр, а в России принято договариваться полюбовно, а во-вторых клиент очень часто и так держит сам себя за яйца, не вижу причин для создания лишнего давления. Сейчас вспоминаю как я сам работал с психологом. Каждая сессия для меня была событием. Я шёл на неё с трепетом. И контрактом, но с самим собой...

Думаю, что оптимальная частота один, максимум два раза в неделю. В этом случае у клиента есть возможность «переварить» результаты работы на сессии и выполнить задания. Бывает по всякому, помню ко мне приезжала одна клиентка аж из Мурманска. У неё было всего пару дней для работы с проблемой. Тогда я отработал с ней два дня по три часа подряд. В процессе я спрашивал: ты жива вообще? Она была вся в поту и слезах, но молодец, всё выдержала. Потом писала из Мурманска, что всё заебись.

Не все понимают значение определения контр перенос. Звучит очень непонятно. Тем не менее, это довольно простая штука.
Контр перенос это взаимная проекция, при которой клиент и психолог начинают проигрывать негативный сценарий. Они могут наделять друг друга иллюзорными качествами, не чувствовать границ или пытаться удовлетворить свои потребности за счёт партнера. Взаимная манипуляция. Разумеется по своей сути контр перенос – ложь, самообман и морок.
Когда психолог сострадает клиенту это самый частый вид контр переноса. На лицо отсутствие границ. Поэтому начинающим психологам я бы сказал так: если вы сострадательны, вам будет тяжело. Ну и конечно любое доказывание клиенту каких-то истин и своей правоты - типичный контр перенос. Любые виды агрессии в отношении клиента тоже.
Конечно, лучшим лекарством от него является осознанность – каждое действие, которое ты делаешь в отношении клиента должно иметь чётко очерченную цель, даже если для клиента эта цель не очевидна. И ещё хорошо быть честным, не обманывать себя.

С темой контр переноса очень перекликается искусство провокативного манёвра. Он состоит в том, что психолог создаёт для клиента некомфортное состояние/экстремальную ситуацию, чтобы усилить его реакции и тем самым «достать» проблему, либо фрустрировать его и воспользоваться силой фрустрации.
Это может быть что угодно, манипуляция, которая выглядит как издевательство или коммуникативная жёсткость, направленная на клиента и его проблему.
Внешне это выглядит как контр перенос, но на самом деле вовсе им не является. В данном случае это манипулятивная игра, которая осознана и преследует определённую цель.
Но конечно провокативные манёвры это верх мастерства, т.к. в большинстве случаев они вызывают ответную агрессию клиента, либо уход, а значит, обостряют невротическое поведение и разрушают контакт. Пользоваться надо очень осторожно, т.к. внутренние конфликты есть у всех, даже самых осознанных личностей, а стало быть, всегда есть заманчивое желание спроецировать агрессию на другого человека. Есть даже целое направление – провокативная терапия, изобретённая американским психотерапевтом Френком Фарелли, а так же, иногда можно встретить так называемых «фрустрирующих психологов».
Интересно как они работают с теми, пришёл «просто с кем-то поделиться», поплакать и получить поддержку?

Мне претят названия – пациент, терапия, приём. Дело в том, что в гештальт подходе аксиомой является то, что мы не рассматриваем невроз как патологию. Мы знаем, что механизмы возникновения невроза основаны, прежде всего, на естественных механизмах психики, которые дают «программный» сбой. А сам невроз, как незавершённая ситуация это попытка организма саморегулироваться, однако зацикленная, главным образом вследствие сильного аффекта.
И раз клиент для нас не болен, то и звать мы его будем клиент, а не пациент. Это звучит по-другому, чувствуется по-другому и даёт более радужные надежды.
Клиенты иногда обращаются на вы и зовут «доктор». Для эго это приятно, но не более. Поэтому я стараюсь использовать названия – клиент, работа и сессия.

Подход, в котором я работаю, называется коммуникативным. Он не имеет массового распространения как школа, потому что является симбиозом из подходов и техник других школ и признаёт это.
Когда-нибудь, когда у меня на яйцах будет чуть больше седых волос, я более подробно опишу методологию и структуру этого подхода. Я об этом уже писал и в очередной раз могу довольно просто и быстро передать суть.
Основан он на открытиях советских учёных Выготского и Поршнева и соль состоит в том, что внешние коммуникации с другими людьми, создают внутренние коммуникации с самим собой, становятся внутренней программой, которая начинает выражаться во внешних коммуникациях.
Это так сказать стержень. Теоретическая основа. Но, как известно, отечественной психотерапевтической школы не существует. Слишком молодая это для нас наука. У нас довольно сильная психология, но для сильной психотерапии просто не хватило времени. Стало быть, нам на помощь приходят два направления работы с неврозами изобретённые западными коллегами – гештальт терапия и транзактный анализ.
Гештальт терапия является базисом или корневой системой, дающей теоретику и практические приёмы позволяющие проявить механизм срабатывания невроза и повысить осознавание клиента.
Транзактный анализ позволяет облечь всё это в более структурированную систему, позволяя клиенту и психологу чётче понять негативный сценарий и иметь возможность преобразовать его в позитивный.
При этом на мой вкус, эти два подхода взаимодополняют друг-друга. Некоторым минусом гештальт подхода является тенденция к переигрыванию, когда клиент попадается на удочку психодраматических техник и телесных ощущений и частенько это тормозит динамику.
Особенность транзактного анализа – некоторая сухость и логичность, а кроме того, работа в нём иногда требует от клиента большей собранности, которой нет на первых порах. Соответственно в коммуникативном подходе мы выполняем челночное движение между этими двумя базисными техниками, опираясь то на одну, то на другую.

Подход, в котором работает психолог или терапевт всегда повторяет его внутреннюю предрасположенность. То, что помогает ему самому или то, что является его сутью. Соответственно и клиенты, которые работают с ним, повторяют суть – специалиста и подхода. Случайных людей здесь нет. Я влюблён в гештальт за его живость. Мы гордимся тем, что разворачиваемся к клиенту лицом.
Я помню, как один из моих учителей – психодраматист и гештальт тепапевт, начал плакать, когда в процессе сессии делился довольно интимными личными моментами. Это произвело на меня очень сильное впечатление. Когда я сейчас пишу об этом, на глаза наворачиваются слёзы.
Но это не значит, что мы не видим границ. Просто наши границы являются динамическими, а не статическими. Это суть учения.

И самый большой бонус – доверие людей. Я не перестаю удивляться тем, кто приходит и начинает с ходу делиться личным, да ещё довольно расслабленно. То ли уже так наболело, что невозможно сдерживать, то ли изначально у человека такой личностный уровень, что он может себе это позволить? Чего тогда припёрся?

Надо «погуглить» этот вопрос…

Я на facebook         Я во вконтактике
Картинка сверху очень показательная )) ведь обращение к психологу опасно, в виде последствий может быть внезапно возникшая необходимость взять ответственность за свои действия и перестать сваливать происходящее на боженьку.
Спасибо, что не поленился написать обычные и бытовые подробности твоей работы, наконец то ты стал ближе к читателю, Печкин))))))
А я вот люблю откровенничать, это я касательно последних строчек. Только подходящего человека еще найти надо. Как то я ходила к психотерапевту от которого мне приходилось скрывать некоторые подробности, было не очень комфортно. Но язык просто не поворачивался сказать так как есть — опасалась ее реакции.
Вспоминаю свой клиентский опыт. Да, бывает так, что наболело, а еще психотерапевт на первом сеансе - все равно как попутчик в поезде. Незнакомый человек. Который к тому же умеет слушать.

Вот, кстати, как думаешь, это проблема? А именно: у меня нет секретов от окружающих и если я расположена к человеку (или даже не расположена) я готова общаться с ним максимально подробно и откровенно. А неудобство в том, что люди обычно этой откровенности и активности совсем не рады, у них есть личное пространство, которое они зачем-то оберегают. Ну, может и понятно, зачем, опасаются вторжения и того, что там наследят...или по другим причинам... Ну и я не могу понять: я крутая или наоборот.
проблема всё, что тебе мешает, а что это мешает другим, во многих случаях бывает не действительностью, а представлением о ней

если ты чрезмерно открыта, то скорее всего имеет место эксгибиционизм, я болел им некоторое время после посещения психологических групп, на самом деле во многих случаях это неуместная вещь и да, агрессия в своём роде
ты бы лучше спросил (ла?) что такое динамика?

динамика это когда клиент на каждой встрече берёт что-то новое, главным образом инсайты разной степени глубины - более глубокое личное осознание сути проблемы с которой он пришёл
соотв. отсутствие это когда он выходит таким же, каким зашёл

но бывает так что осознания у него есть, а делать с ними он ничего не хочет, таким образом формально динамика присутствует, но фактически она заторможена, это можно назвать "игрой в инсайты"