клоуна-андройда тошнит радугой

NO MONEY



В ноябре 2008 года 33-летний Марк Бойл, бывший британский бизнесмен, отказался от денег, приносящих, по его мнению, в жизнь, лишь проблемы и несчастья. Сегодня Марк - создатель социальной сети Freeconomy и автор книги "Безденежный человек: год, свободный от экономики" (The Moneyless Man: A Year of Freeconomic Living), уверяет журналистов в том, что жизнь без денег прекрасна и, что он не скучает по ней. Живет он в припаркованном трейлере в окрестностях Бристоля, выращивая органические овощи и фрукты. Когда-то владелец яхт и приверженец светского образа жизни, теперь не берет в руки ни купюр, ни мелочи, пишет новую книгу, и не собирается возвращаться в мир денег.



Началом всему в истории Марка Бойла, тогда еще студента колледжа, стал просмотр фильма «Ганди», из которого он понял, что достойный заработок на жизнь в его профессии будет сопряжен с уговором фермеров использовать генно-модифицированную продукцию. Тогда парень еще не знал, что именно следует менять, чтобы изменить мир к лучшему. И он, следуя путем Ганди, начал с себя.

В то время Марк Бойл работал на несколько продовольственных компаний. Однажды, сидя в пабе, он обсуждал со своим коллегой разнообразные мировые проблемы – разрушение окружающей среды, войны, химизацию продуктов, и пришел к выводу, что в основе глобальных проблем лежат деньги. Марк осознал, что смотрит на мир так же, как смотрит западный врач на пациента, устраняя симптомы, но, не излечивая заболевания. И тогда он решил стать «социальным гомеопатом», чтобы внести свой вклад в тотальное оздоровление общества, исследуя причину зарождения признаков его болезни.

Самой важной причиной болезни современного общества Марк считает увеличившееся разделение между потребителем и потребляемым. Мы не видим последствий наших достижений и приобретений, несущих страдания и разрушения другим людям, природе и животным. По его мнению, инструмент, увеличивающий это разделение - деньги.

В 2007 году, Марк Бойл создает сообщество «Freeconomy», собравшее более 25000 участников в проект «Человек без денег. Прожить год без денег». Со временем, посетив Индию, Марк принял решение совсем отказаться от денег. Продав дом-баржу в Бристоле, оставив квартиру, бизнес и прежний образ жизни, он составил список необходимых вещей и обдумал пути получения их, не прибегая к деньгам. Итогом обеспечения жизнедеятельности стал фургон, с мобильником для входящих вызовов и ноутбуком, питающимися от солнечной батареи. Трейлер он припарковал около органической фермы, на которой стал работать в качестве волонтера. Кровать и стул Бойл сделал своими руками, старый газовый баллон превратил в печку. Марк считает, что если свести свои желания к минимуму, то останется больше времени на то, что мы любим.

Бойл определил несколько видов добывания пищи без денег: собирание дикорастущих продуктов, обмен, выращивание собственных. Уже в первый день он накормил 150 человек обедом из трех блюд из собранных им и полученных из отходов продуктов. В течение года он большей мере питался собственноручно выращенными крупами. Грибы, ягоды и орехи ему дарит лес, а зерновые и овощи он выращивает на своем огороде в 1 акр. В качестве зубной пасты он использует порошок из толченных семян фенхеля с костью каракатицы. Передвигается он на велосипеде, заменив тренажерный зал 34-мя милями до города.

Намереваясь изначально прожить таким образом год, Марк понял, что этот образ жизни ему ближе, чем тот, что был в течение 30-и предыдущих лет. Главной добродетелью он считает дружбу, а в западной нищете по большей части винит бездуховность. Только теперь, освободившись от денег, он осознал, сколько стресса и беспокойства они вносили в его прежнюю жизнь.

При кажущемся социальном отрешении Марк Бойл, по прошествии нескольких лет остается вполне реализованным человеком. Он регулярно ведет свой блог, а сообщество «Freeconomy Community» по-прежнему существует. И, хотя его подозревают в самопиаре, вышедшая еще в 2010 году книга "Безденежный человек: год, свободный от экономики" не вернула Марка в «денежное пространство». Сейчас он пишет новую книгу и не помышляет возвращаться, считая, что обратного пути в мир денег с этой дороги уже нет.

Бойл считает, что нечего жалеть. Банковские извещения, дорожные пробки, коммунальные платежи и постоянный стресс – не потеря. «Я чувствую себя свободным. Это мое самое большое достижение с тех пор, как я отказался от денег», - говорит он. Единственное, по словам Марка, чего ему не хватает это подруги-соратницы, способной также отречься от денег. По-моему, не там ищет.

Так привычно думать, что деньги дают нам основную степень свободы. Но ведь приходилось, наверное, вам ощущать неописуемую благость, находясь в лесу последние несколько дней похода, когда провиант закончился, а в город все равно не хочется? Тут-то и задумаешься, зависим ли я от денег?

Так любите ли вы деньги, как люблю их я? Может ли что-то вам их заменить? Смогли бы уйти в мир «no money» подобно Марку Бойлу?

Я на facebook         Я во вконтактике
Давно читал про таких людей, минималисты и тому подобные товарищи.
С одной стороны хочется попробовать. С собирательством у нас в Сибири конечно не очень, орехов совсем нет. Грибы с ягодами конечно найдутся. Но вот злаки вырастить собственными силами непосильная задача. Вот только если только уехать туда где теплее.
Но социальная ответсвенность, семья дети, переступить через такие ограничения довольно сложно. По крайней мере мне.
точно - злаки!
как только прочитала про "собственноручно выращенные крупы" сразу верить перестала... 1 акр земли - не много, крупы - не те создания, которые подрастут к ужину... сказал бы честно: перебил всех крыс в округе и этим прожил год, пока колосилась пшеница...
Обожаю таких товарищей. По их убеждениям считаю дураками.

Единственное, нельзя не признать, что он сильный человек. Не каждый сможет воплотить свои идеи в жизнь таким способом.
Вернулся чувак к натуральному обмену?
Как он интересно меняет солнечные батареи, платит налоги за свой акр земли, оплачивает инет и т.п. Или он изначально обеспечил себе "безденежную" жизнь лет на 50 вперед за счет проданного имущества?
Чёта я как Станиславский "не верю".
А если не придираться по мелочам, то за него можно только порадоваться - делает то, во что верит и живет так, как ему нравится.
no money - no honey, точно не там ищет, не готов найти небось :)

деньги вторичны, главное нефть и пушки! но нефть и пушки я не хочу, потому не охота усиленно батрачиться на их гос.акции-купюры.
слишком уж Марк ужался, можно нежнее в мир "no money", ему по крайней мере.
то есть он не стал безразличен - он перешел на другую сторону и борется против денег теперь. ну и молодец, мне больше достанется :)
Я бы не смогла ! Для меня жизнь не возможна без красивых мест,а как туда без денег. Я живу один раз и тупить в трейлере обросшем вокруг лебедой- нет желания. Хочу носить удобную одежду ,а не из конопли. Жизнь это получание удовольствия, и ,знаете,для меня не есть удовольствие в отказе от всего хорошего. По видимому,чел просто пресытился достигнутым и теперь ему охота попроще. Или наоборот,он понял,что шансы его на достижение комфортной жизни равны нулю и гордо решил удалиться в сарай, мол вы все погрязли в тленном. И пиар получился и впахивать дальше не надо,жызненная филосфия блеать!
Как мне кажется, портить жизнь могут не деньги сами по себе, а отношение к ним. Когда взаимоотношения с деньгами создают стресс - ну, можно попытаться убежать от этого стресса, отказавшись от денег. Это же проще, чем решить свои отношения с деньгами (и современным миром, который они олицетворяют).
Я не вижу, что он меняет мир, я вижу именно побег от мира и приглашение к этому побегу других людей.
Да ещё и, похоже, не совсем честное, т.к. я так же, как комментаторы выше, не вижу ответа на некоторые вопросы - с налогами, соцстраховкой и подобные им. Или "птица божия не жнёт, не сеет"?
а чо кичиться отказом от того в чем и не нуждался? поле интересов чувака в том, чтобы находить решения и выходы из сложных ситуаций... он - тертый калач и ему все по плечу, причем тут деньги? Просто человек не из той категории, кому дай все и он все равно не будет знать чего хочет и что делать.
Мне рассказывали, что настоящие йоги в Индии сидят по столбам, медитируют и в пище, мол, не нуждаются. Извините меня господа просветленные, но у них и еды-то нет, чтобы от нее отказываться, вот и ударились в просветление - нашли смысл и нашли выход. круто? - да!

Дело-то не в деньгах и деньги - не та ценность, на которой держится мир Марка Бойла. И моя жизнь не вокруг денег строится... я - за любовь, искренность, любопытство к жизни и эксперимент и моим ценностям крах рыночной экономики не грозит и финансовый кризис не грозит: любовь - не перестанет быть любовью.


Главное, ребята, перцем не стареть, щитаю...


А это все - напускное. Мы принимаем тот мир вокруг нас. Это - наша социализация. Эти правила мы получаем с самых первых дней. Человек, отвергающий эту систему - для системы маргинальная составляющая. И он будет отвергнут и отторгнут из нее.

Тому что он достаточно долгое время является относительно успешным - с той точки зрения, что еще не издох - есть 100% логичное объяснение. И это легко выяснить, разобравшись в его жизни до и сейчас. Попробовал бы он прожить так в другом, менее знакомом ему ареале проживания - и этот опыт был бы прерван еще раньше.
Ты прям не дал ему ни единого шанса, на самом деле не так то и сложно выжить в любом городе
как мне кажется, конечно же нельзя сказать, что живя в социуме можно обойтись без денег, скорее такая возможность есть т.к. деньги есть у окружающих
дауншифтинг - это один из вариантов экспорта энтропии из "Западного мира"
а внутренний западный дауншифтинг - это и не дауншифтинг вовсе, а постиндастрил, то есть культурная полноценная жизнь разумного человека на помойке, подкрепленная структурированной развитой экономикой
Изначально, деньги — инструмент, единое мерило, которое позволило в свое время упросить этот самый обмен между людьми. С эпохами система, конечно, усложнилась и появилась масса атавизмов и рудиментов, и любая система дает сбой. Человек, оказавшись в эпицентре этого сбоя, понимает, что то, что он делал — не работает.

Ну и далее, проводя аналогии с твоей публикацией, Дима, о бесконечно щедрый сосуд возможностей — II можно предположить, что Марк применил грубый подход: просто сделал наоборот, а будучи деловым человеком определил сроки для оценки результата — год. Далее, удовлетворившись результатом, думаю, что он дополнил грубый подход тонким, усовершенствовав свое решение. Также думаю, что он живет так до сих пор, потому что все это сработало и продолжает работать.

Жаль, что так контрастно бросается в глаза именно грубый способ — полярное противопоставление. А, ведь, на мой вкус, тут главное именно в тонком: те нюансы его жизни, то как он решает каждодневные задачи, именно свои задачи, а не чужие.
Вот она, сила пафоса :) а не написал бы книжку - был бы обычным бомжарой с вокзала.
(дальше должен идти длинный пассаж про то, что такие товарищи могут существовать в рамках цивилизации только тогда, когда их мало, или привет каменный век и т.д., а болеть чумой и умирать стариком в 40 лет чуваг вряд ли хочет)
деньги - не самоцель, но товарищ как-то не в ту степь ударилсо как мне кажетцо.

А че это за дивайс гониться за несчастным и не отбрасывает тени при этом - банкомат? ужос-ужос!
Деньги - это отношения. После того как они удовлетворяют первичные потребности они однозначно становятся отношениями - статус, оценка, выражения любви, рычаги управления свой и чужой жизнью. И в этом смысле он никуда от денег не делся - они по-прежнему формируют его жизнь, только от противного. История сконструирована из-за денег, для денег, о деньгах - какой, на фиг, free!
Единственное, что здесь ценно (для меня!) - это попытка осмысления истинных потребностей. Мне, для моих потребностей деньги нужны - я люблю путешествовать и платья. Но не нужен автомобиль и брюлики. Ему нужно книжки писать, интерент - на это он деньги оставил. А пробки и счета не нужны - нашел в себе силы отказатья, хотя, было, увяз. Вобщем его бы можно было поздравить, если бы не попытки сделать из этого доктрину, религию. Хотя, возможно, я не права - книжку не читала, "мне Рабинович напел"
Ага, ща вот все брошу и побегу в лес. В лесу нет прэкрасных женщин, а я так не смогу :)

Думаю, что Марк сам нашел свой путь. Мне, например, этот путь неясен и идти по нему для меня нет смысла. Даже почитав его книгу и посмотрев как он живет сложно осознать эту жизнь и себя в ней, понять от чего мужик кайфует. У меня, например, дома есть кровать, стол, шкаф, ноут, велик и пианино, больше мне ничего не нужно. Конечно было бы еще круто забыть о квартплате. Но в лес, нееет, только за грибами и черникой, ну или в поход :)

А почему столько внимания уделяется таким человеческим поступкам? Или это просто эффект "вау", мол был миллионером, а сейчас живет в трейлере и чувствует себя прекрасно, как так? Т.е. люди, которые сейчас живут в трейлерах, или еще в чем, и в бедноте должны пересмотреть свои жизненные ценности и тогда все у них будет ок?