клоуна-андройда тошнит радугой

Фрейд, дети и психология развития ч. 2



Основной погрешностью теории Фрейда, на мой взгляд, было излишнее сосредоточение на половом инстинкте.

С одной стороны это делало теорию весьма стройной, и обращало внимание на вполне очевидные факты, с другой - втискивало самого Фрейда и последователей в эти рамки, заставляя трактовать различные наблюдаемые поведенческие феномены, именно как проявление Либидо.

Кстати, с ним у Зигмунда всё было нормально. На этой фотке мы видим его с сыновьями Жаном Мартином и Эрнстом. По-моему красавцы?




Сообщают, что Фрейд был достаточно жёстким человеком не склонным к компромиссам. Должно быть этот факт, а кроме того, ограничение его теории рамками сексуальности, заставили его учеников отойти в сторону и разрабатывать свои направления в исследовании детского развития.

В первой части этого поста я пытался освежить в вашей памяти стадии развития Либидо, предложенные Фрейдом.
В этой чуть подробнее опишу оральную, фаллическую и Эдипову стадии, постаравшись разбить их на краткосрочные фазы, в соответствии с более свежими исследованиями психоаналитиков.

Психологи, продолжившие изучать ребёнка в рамках теории психо-сексуального развития, больше сосредоточились на развитии личности, изучая каким образом, психические структуры и функции появляются из врожденных схем, последствий созревания и индивидуального опыта.
Они сместили свои интересы с исследования подсознательного (Ид), на Эго – то, как личность организовывает и приобретает свой опыт в процессе развития.
Например, большинство их наблюдений показало, что стадии теории Фрейда – оральная, анальная, и тд, на самом деле не так ограничены во времени, взаимно переплетаются и недостаток приобретённого опыта на определённой стадии отнюдь не говорит о невозможности его приобретения на следующей.

Фрейд считал подростковую стадию взросления завершающей формирование личности. Некоторые его последователи имели другие мнения. Они считали, что развитие это процесс, происходящий всю жизнь, и дополняли психо-сексуальную теорию включением трех взрослых стадий: приобретение человеком способности к интимности, воспроизводству и интеграции Эго. Или, например, считали стадиями развития беременность и воспитание ребёнка. Я с этим полностью согласен.

Развитие с точки зрения гештальтпсихологии это обретение равновесия между организмом и окружающей средой. Как только равновесие вследствие внутренних или внешних факторов нарушается, организм вынужден восстанавливать его с помощью саморегуляции.
Он подстраивается под окружающую среду, либо разрушает её. О результате этого процесса мы можем говорить как о поражении – травме и незавершённости, либо победе – адаптации и обретении равновесия.
Исходя из этого, развитие это неоднородный и постоянный процесс, состоящий из отдельных элементов и обязательно содержащий кризисы – моменты напряжения. Кстати, почти все исследователи развития отмечали, что регресс, является его обычным элементом, когда личность как будто возвращается к старому поведению или реакциям.

Развитие ребёнка это периодический конфликт с внешней средой, которой на первых порах является для него мать. Главным образом, когда он переживает конфликтные желания между потребностью в материнской любви и желанием неограниченного удовлетворения. Например, вместо пачкания и достижения анального удовлетворения, у него в психике образуется элемент, который заставляет его быть чистым, в соответствии с желаниями матери. С одной стороны это жертва, но жертва создающая гармонию.

Первые четыре месяца после рождения, ребёнок находится в полном слиянии с окружающей средой. Самое лучшее название для этой фазы – безобъектная . Ребенок привязан скорее к доставляющим удовольствие функциям, предоставляемым матерью, чем к матери как "целостному объекту". Он заранее подготовлен к взаимодействию с матерью и совокупно с ней представляет единую систему, основанную на взаимодействии и обратной связи. Главной задачей для матери и младенца является регуляция и стабилизация циклов сна-бодрствования, дня-ночи и голода-насыщения для сохранения гомеостатического равновесия.
Обнаружено, что сосательные ритмы младенца взаимодействуют с психофизиологией рефлекса выделения молока у кормящей грудью матери. Системы настолько тонко скоординированы, что младенец предвидит приближающееся кормление.

Фишка в том, что многие психические функции «предпрошиты» в младенца. Здесь, мы видим объективность генетического взгляда, на котором построена теория Фрейда. Например, ребёнок испытывает удовольствие при сосании, т.е. при стимуляции слизистой оболочки рта, но это удовольствие не связано с насыщением, т.е. приносит удовлетворение само по себе.

Многие родители думают, что двух или трёх месячный ребёнок улыбается, когда видит их, т.к идентифицирует. Однако опыты проведённые психологами показали обратное: когда детям в этом возрасте предъявлялся шар, с нарисованными на нём человеческими чертами, улыбка следовала с той же частотой. Таким образом, мы можем заключить, что психика ребёнка содержит врождённую сигнальную функцию, привлекающую родителя и облегчающую взаимодействие с ним.

Человеческий детеныш входит в жизнь, обладая пятью высокоорганизованными поведенческими системами: он способен сосать, плакать, улыбаться, цепляться, а также следовать или ориентироваться.
Некоторые из них действуют с рождения, другие созревают позже. Они активизируют систему материнского поведения, благодаря которой младенец получает обратную связь. Эта обратная связь инициирует у него определенное поведение, определяющее привязанность. Если инстинктивные реакции младенца пробуждены, а материнская фигура недоступна, результатом являются тревога разлуки, протестующее поведение, печаль и страдание.
Драматичное и опустошительное воздействие оказывает на ребенка недостаточная стимуляция в течение первого года жизни. Дети, у которых удовлетворялось чувство голода, но отсутствовало взаимодействие с матерью и которые были предоставлены сами себе, испытывали глубокие задержки во всех сферах развития.

Примерно с 4-6 месяца развития у ребёнка начинается следующая важная фаза, которую я бы назвал агрессивной , а именно:
Начинают резаться молочные зубы, что создаёт возможность для разрушения внешней среды, а не только для конфлюэнции (слияния с ней путём сосания). В возрасте от семи до девяти месяцев появляется связанный с раздражителем, короткоживущий, ситуационно-специфический объектно-направленный гнев в ответ на ограничение и фрустрацию.
У ребёнка в отношении матери запускается психический процесс «разделения индивидуализации». Суть этого процесса в том, что у него появляется осознание возможности независимого функционирования, а кроме того, он начинает воспринимать себя как индивидуальную фигуру.
В этот же период, у него возникает интерес к объектам внешнего мира и формируется стойкая привязанность к матери, которая выражается в появлении «привычной улыбки».

На втором году жизни, в ходе анальной стадии ребенок получает удовольствие от анального и уретрального функционирования. Эту фазу развития, я бы назвал фазой контроля .
Он наслаждается удерживанием и испусканием, а также прикосновениями, разглядыванием и обнюхиванием фекалий. При достижении большего контроля над сфинктером, удерживание и испускание фекалий и мочи так же могут стать способами получения аутоэротичного удовольствия.
В это же время в мозгу идёт активная миелинизация нервных волокон, а в мозжечке развиваются клетки Пуркинье – большие древовидные нейроны, ответственные за моторику и координацию в пространстве.
Анна Фрейд полагала, что в этот период ребёнок способен проявить к матери наиболее зрелое чувство любви, т.к. к нему ещё не примешиваются зависть и конкуренция, возникающие на фаллической (Эдиповой) стадии.
В этот период ребёнок всецело настроен на мать, поэтому он пострадает в любом случае. Дело в том, что мать всё-таки отдельный организм и поэтому просто не может (и не должна) оправдать все его ожидания. Как отмечают психологи, в этот период самое лучшее, что может сделать мать в отношении ребёнка – активно зеркалить, т.е. отражать его настроения, «возвращая» ему его же эмоции.

Следующая фаза связана с прямохождением и называется фазой практики . К её завершению, между пятнадцатым и восемнадцатым месяцем, ребенок обретает способность более надежно сохранять и воспринимать образ матери, а кроме того представления о себе самом и объектах.
В отсутствие матери, ребенок проявляет феномен, который назвали "ключевым снижением" - уменьшением интереса к окружающей среде, тревожностью и озабоченностью. Длительная разлука с матерью имеет вредоносные последствия: по возвращении к матери ребенок может смотреть на ее лицо с каменным безразличием, как на незнакомого человека, как бы намекая на то, что изменилось его внутреннее отношение к ней.
Возникает новое поведение: начинающий ходить ребенок пробует активно коммуницировать с матерью, проявляет интерес к людям, отличающимся от матери, к отцу, к братьям и сестрам, появляются попытки имитировать мать или отца. Теперь манипулировать реальностью с помощью мысли, а не только с помощью действий, что, также говорит о том, что он осознаёт себя как индивидуальность.

Иногда, где-то от шестнадцати до восемнадцати месяцев возникает фаза воссоединения , которая характеризуется аффектом и колебаниями между любовью и ненавистью. Находящийся в этой фазе ребёнок, может быть расстроен даже тогда, когда мать доступна. Колебания настроения и вспышки капризности сопровождают чередующееся поведение отдаления и прилипания. Это кризисный период, в который ребёнок начинает не только наслаждаться манипулированием окружающей средой, но и осознаёт собственную беспомощность и разделение. Ребёнок цепляется за мать, проявляет тревожность и как бы «деградирует».

В современной психоаналитической теории принято считать, что существуют раздельные линии психосексуального развития и половой идентификации для мужчин и для женщин. Это вполне логично, т.к. названия фаллическая или Эдипова стадия, вполне позволят нам обвинить дедушку Фрейда в сексизме. Более корректным названием для неё является – инфантильная генитальная фаза .
Девочка становятся эротически чувствительной, она устанавливает местонахождение своих гениталий и изучает возможности достижения возбуждения при помощи стимуляции клитора и вагины.
Она испытывает зависть к пенису. Кроме того идеализирует материнское тело, завидует ее развитой груди и соперничает с ней – в этот период многие девочки испытывают желание иметь ребёнка и чувствуют влечение к отцу.

На третьем году жизни она начинает демонстрировать целый ряд новых манер поведения. Возрастающий эксгибиционизм, озабоченность анатомическими различиями или восторженность телами и гениталиями обоих полов, мастурбация. На этой стадии девочка должна принять модель женской половой роли и разрешить Эдипов конфликт, связанный с конкуренцией и стыдом, в пользу матери.

Внимание мальчика так же сосредоточено на гениталиях. Он идеализирует отца и его пенис. С другой стороны он концентрирует свои желания на матери, а отца воспринимает как соперника. После этого, он начинает опасаться потери любви и наказания от отца, который, несмотря на конкуренцию, остаётся идеализированным объектом.

Девочка концентрирует свои либидные желания на отце. Мать, тоже идеализированная ей видится как соперник. Эти желания порождают громадный конфликт из-за сильнейшего соревнования любви и ненависти, зависти и враждебности, которые только усиливаются при идентификации с каждым из родителей и желанием любви каждого из них.

В случае если родители наносят травму, грубостью или недостаточной эмпатией ребёнок испытывает нарциссический гнев. Ситуация становится незавершённой и может стать зацикленной в более позднем возрасте.
В этот период ребёнок ищет близости и привязанности к родителю, идентифицируясь с ним, он формирует у себя выраженные половые качества – мужественность или женственность. Он стремится к похвале, восхищению соревнуясь с родителями и намеренно выделяя свои достоинства.
Именно на этой стадии формируется Суперэго – структурный компонент психики сформированный взаимодействием с родителями и авторитетами. В случае удачного завершения инфантильной фазы – завершения Эдипова комплекса ребёнок получает способность к различным качествам, которые имеют приставку – само: контролю, защите, коррекции и наказанию. У него формируются идеалы, которые в будущем помогут или помешают ему взаимодействовать с собой и другими.

В заключение этого поста, я хочу озвучить несколько парадоксальное утверждение. Оно состоит в следующем: несмотря на то, что детские и младенческие травмы, считаются основой для формирования неврозов, они являются нашей собственной и единственно возможной дорогой к индивидуальности.
Приведу простой пример: если бы моё детство было менее травматичным, тогда я, скорее всего не стал бы психологом, а значит, не смог бы сейчас помогать людям и заниматься той работой, которую я нежно люблю.
Поэтому, когда я вспоминаю особенно ужасные моменты своего «трагического и несчастного» детства, я произношу про себя: мама и папа, спасибо вам за то, что вы дали мне жизнь, этого вполне достаточно!

Внимание!Запись на консультации - правила и условия.

Я на facebook         Я во вконтактике
Сразу после прочтения позвонила маме. И высказала все то, что томилось и не находило выхода, вдруг получился близкий доверительный разговор. Теперь даже плачется.
Спасибо, Дим, за энергию. Крутой пост.
Я ничерта не помню. Но судя по большому недовольству адаптироваться - ненаадаптироваться еще. Токо бы не забить, а то чем дальше, тем больнее побеждать-привыкать.

Но тоже про себя говорю спасибо, нефигово наадаптировал уже :)

Эзотерический оффтоп: дожевал последнего пелевина до половины, дофига гурджиевщины. А так как я его вообще не читал, а чуток интерпретаций успенского и поболе - твоих, для меня пелевинщина почти тождественна печкинщине :) я это как комплимент задумывал, если что.

и попробую мост назад к психологии развития: кто больше недоволен окружающим (будь то из-за "объективных" травм или случайной требовательности характера) - у того реальность проверенней, мозолистей, крепче?
кто ближе к реальности, тот ближе к богу - вот это парадокс :))

слепая упертость заканчивается там, где мое видение все легче навязывается вокруг? в чем сила, брат - все победы надоказывать до равновесия (пофигизма)?
как же хреново не помнить травму и не понимать что сейчас пытается разрешиться.

хорошие дровишки подкинул, из детства, ранние, высушенные, горят в башке ярко, спасибо.
в такой теме сложно переходить на личности, даже если честности хватает - мало кто до трех лет помнит, только догадываться можно.
а, родители же. кленч, однако.
спасибо Рустам, я старался...
поржал про Пелевенщину и Печкинщину... для меня Пелевин в некотором роде начался и закончился с Чапаева и Пустоты. однако этот труд считаю гениальным, скажем так, он на уровне Мастера и Маргариты

пы.сы. сейчас на берёзе рядом с окном скворцы сидят охуенные, перья чистят и на солнце блестят
Возможно, теория Фрейда была актуальна в доинформационную эпоху и продолжает оставаться такой в недоинтернеченных странах. Полагаю, дети, родившиеся в 21 веке в свои 40 лет будут смотреть на родителей с их комплексами и неврозами как мы сейчас смотрим на , скажем, горцев или детей пустынь...Быстро все узнается и изменяется.
Спасибо! Дождалась второй части и прочитала с удовольствием.
Написано: "...ребёнок испытывает удовольствие при сосании, т.е. при стимуляции слизистой оболочки рта, но это удовольствие не связано с насыщением, т.е. приносит удовлетворение само по себе". А если и в 3.5 года ребенок сосет палец при засыпании, время от времени в течение ночи (от причмокиваний мама просыпается) и еще в некоторых ситуациях - это нормально? или таки "застрял" и пора к доктору?
нормально... всё, что происходит с ребёнком в этом возрасте - саморегуляция, разумеется при условии, что мать даёт ему достаточно... если бы он сосал палец в 7 лет, тогда можно было бы говорить о застревании, а так всё в норме
Дима, зацепило заключение поста, которое явилось дополнением к мысли, озвученной тобой в комментариях к одному из предыдущих постов. На сколько понимаю, стоит представлять себя именно ребенком, читая этот пост, чтобы понимать откуда наши тараканы и, как оказывается, — откуда наша индивидуальность.

Но ничего не могу с собой поделать и, читая про ребенка, думаю именно о своем сыне; не могу избавиться от чувства вины за те возможные травмы, которые он получит, из-за того, что мы с его мамой не смогли наладить совместную жизнь как мужа и жены и, что по нашей вене те отношения завершились, трансформировавшись в другие, более травматичные для ребенка, ведь родители теперь не одно целое.

Дим, посоветуй, пожалуйста, как избавиться от чувства вины, ведь ребенку нужен будет сильный папа, а не поникший человек с грызлой в голове :(
а вы и не обязаны...
во-первых не стоит переоценивать целостность семьи для воспитания ребёнка, задумайся вот о чём, если семья полная, но в ней живут люди которые "вязнут в отношениях" они создают для ребёнка именно травмирующий момент, т.к. он склонен воспринимать такие отношения как нормальные, если же родители разошлись, то это скорее пример того, что каждый может меняться и идти своим путём... правда, супругам в разводе стоит продолжать работать над созданием дружеских отношений, на ребёнка может повлиять вражда или недовольство друг-другом...
во-вторых избавиться от чувства вины невозможно... можно как-то озвучить его, в том числе и ребёнку... я думаю, что универсальным средством для жизни и взаимоотношений является честность - с собой и другими, в этом ключе сильный папа, это честный папа... просто детей не надо обманывать
Потрясающе информативная статья, спасибо.
Особенно понравилось про двухлетний период, взаимоотношения с матерью.

Обязательно ли идет фаза соперничества к родителям? Это может протекать как явно так и скрыто?

И, я вовсе не считаю устоявшуюся индивидуальность таким уж большим достижением. Она само собой является отражением внешним факторов развития, но внутри я хочу отказаться от предсказуемого инструментария, который составляет мою личность.
рад, что понравилось

теоретически обязательно, т.к. чувство конкуренции свойственно всем людям, это так сказать, предпрошивка, если человек не конкурирует, то тут можно говорить либо о слабости, либо о просветлённости...
но практически это сложно выявить, т.к. конкуренция достаточно скрытый момент, исходя из этих триадных отношений она должна быть неочевидна для самого ребёнка и родителей... с другой стороны множественные наблюдения за детьми говорят именно об этом: "Одна пятилетняя девочка соревновалась со своей матерью. Она инсценировала конфликты через игру с куклами Барби, в которых она изображала конкурсы красоты между Барби и Скиппер, подростковой куклой. Кону, приятелю Барби, обычно отводилась роль судьи. Скиппер сочувствовала страданию Барби, однако хотела выиграть соревнование, потому что наградой было свидание с Коном. Она с гордостью заявляла, что является "папиной дочкой", и выражала желание иметь большие груди, подобно кукле Барби и своей матери. Хотя она воображала себя папиной принцессой, мать оставалась королевой, порождая у нее чувство собственного несоответствия, зависти и ревности к матери. Затем, когда мать купила ей модельную одежду, которую она хотела иметь, чувство вины подорвало ее самоуверенность, удовольствие от собственной женственности и от отделения от матери".

понравился последний абзац, ты глубоко копнула

то есть пятимесячный подружкин сын, с которым у нам взаимная любовь, готов вот так взять и променять меня на воздушный шарик?! дела..

никогда не думала, что в плюс-минус три года в голове ребенка творится такой адъ и Израиль. пытаюсь вспомнить, было ли у меня что-то похожее, но не могу, само собой, потому что если и было, то неосознанно.

и еще я не знаю, как правильно, но меня на подсознательном уровне раздражало, что у Фрейда все привязано к писькам. письки - это, конечно, круто, и теория, возможно, отчасти справедлива, но все равно бесило!! рррр :)

спасибо за вторую часть, доктор :)
дальше будет еще интереснее, потому что чем старше, тем больше мы себя помним --> можем покопаться в прошлом и в голове.
"Обнаружено, что сосательные ритмы младенца взаимодействуют с психофизиологией рефлекса выделения молока у кормящей грудью матери. Системы настолько тонко скоординированы, что младенец предвидит приближающееся кормление"

эммм.... как бы это сказать. физиология лактации такова, что молоко выделяется из груди в ответ на стимуляцию её ребёнком. системы действительно тонко скоординированы, но немного по-другому.
Очень интересно, спасибо)

Всегда интересовал вопрос... Как девочка может завидовать пенису, если она его не видела никогда? Даже, если ей объяснили, что у мамы дырочка а у папы палочка. Зависть к невидимой палочке?
Или... она экстраполирует ощущения от своей письки на невидимую палочку и это, как нечто таинственное, кажется ещё круче...Такая как-бы физиология. Или это перенос психологических качеств на член? Ну, есть потребность в отпоре/сопротивлению - папа мужественный - у папы есть член - завидую члену т.к. он дал бы мне недостоющую мужественность? Требуется ответ специалиста!))
....что как бэ намекает...

Ну, поехали.
Итак, я не поняла, а чего все тогда из себя целок строят, если в три года типа все девочки, суки, те еще анонистки? Нафига во мне тогда чувство собственной крутости взращивали?(х
По поводу восхищения матерью....бггг. Она как-то рассказывала, что года в два я зашла к ней в ванну и с воплями убежала, испугавшись лобковых волос.>DDD Но это объясняет, чего я их так не люблю люто.(:
А. И это. Анально-уретральные, или как их назвать, удовольствия в более зрелом возрасте от этой анальной фазы зависит? Как вообще считается?(х

В общем почитала и подумала, что мои родители молодцы. Все правильно сделали. Единственное нарекание - мама активно прививала стыд к любопытству к сексу. Я, как мне кажется, от этого стыда до сих пор не избавлюсь никак. С другой стороны, а если б не это, я б, наверное, в разнос пошла.....хотяяя, некоторые и так считают именно так.>DDDDDDD


Абд: чуть не забыла - не завидовала я членам никогда. Меня полностью устраивает моя женская натура.(: а то бы маялась с размерами, наверняка....тут я типа с грудью маюсь, ибо побольше б ее чуть-чуть, но она ж красииииивая. А пихать ее никуда не надо. Т.е размер на самом деле не важен. Главное, что красииииивая!
Самолюбования приписка, да.(х

Edited at 2013-04-17 08:36 (UTC)