Дима Печкин (pechkeen) wrote,
Дима Печкин
pechkeen

Categories:

Фрейд, дети и психология развития



Все мы родом из детства. В нём, этом детстве, происходило с нами много чего, странного, страшного, чудесного. Кто-то помнит себя лучше, кто-то хуже, но в любом случае детство разворачивается перед нами лишь чередой коротких сюжетов, выхваченных памятью.

Странное чувство - было оно, такое большое, а в итоге все воспоминания можно уместить в небольшой фильм. И в этом свете, кажется таким странным утверждение психологов о том, что особенности нашей личности закладываются в именно в нём.

- Чем удобряли, то и выросло, - говорят психологи… Но давайте не будем о грустном, а углубимся в тему.




Этот пост будет первой частью серии постов о детском развитии. Психология развития сравнительно молодая отрасль, зародилась она в рамках исследований детской психологии в самом начале 20 века.

Каждый психолог работавший с детьми выдвигал свою теорию взросления. Основные различия между ними состояли в разном исчислении периодов формирования психического аппарата, типах мышления, восприятия и реакций. Перечислять их здесь я не буду, т.к. этот пост посвящён самому гениальному психологу всех времён и народов - дедушке Фрейду и его подходу. Теория психо-сексуального развития личности, выдвинутая им была, пожалуй, самой первой стройной теорией взросления и положила начало крупномасштабному исследованию детской психологии.

Сейчас за Фрейдом в результате каких-то глупых групповых проекций закрепился имидж наркомана и сексуального извращенца. Конечно же, это чушь собачья. Пусть он курил табак, нюхал кокс и говорил, что сигара увиденная во сне это член, но между прочим был отцом шестерых детей.

На фотографии сверху изображён Фрейд и его дочь Анна. Она была младшим ребёнком в семье. Я подумал, что если рассматривать в рамках теории Фрейда судьбу его дочери, то получается, что Анна пала жертвой фаллической стадии взросления – пошла по стопам отца, ухаживала за ним до самой смерти, так никогда и не вышла замуж. Ирония судьбы. Если вы дочитаете пост до описания этой стадии, то поймёте почему.
Она была одним из первых исследователей детской психики. Развила и продолжила исследования отца и даже создала новое направление психоаналитической теории – эго-психологию. Отличием этого направления было то, что оно делало объектом исследований не бессознательное, а более объективное – реакции и поведение детей и младенцев. Дело Фрейда в разных контекстах продолжило огромное количество психологов, ведь подход был очень популярным. Что они там наисследовали я ещё напишу, но сперва давайте освежим то, что открыл Фрейд. Он считал, что бессознательное - источник и мотивационная сила всех реакций имеет сексуальную природу. А стадии взросления это перемещение и сосредоточение психической энергии в различных эрогенных зонах. Ребёнок стремится к выражению сексуальных импульсов, однако социум противостоит этому, способствуя травматическим переживаниям как результату их подавления.

Стадии взросления следующие:

ОРАЛЬНАЯ СТАДИЯ (от рождения до 1 года) – в течение первой фазы этой стадии (около полугода) основной эрогенной зоной и зоной получения удовольствия является рот. Ребёнок находится в состоянии первичного нарциссизма – не отделяет себя от мира. Пользуясь гештальт терминологией, я бы сказал, что он находится в состоянии полного слияния.
На второй фазе оральной стадии (второе полугодие) у ребёнка появляются молочные зубы, а значит способность проявления агрессии. Маленький негодяй может кусать маму за сиськи…
Так как ребёнок находится в слиянии с матерью, то контакт с ней создаёт у него ощущение комфорта. На этой фазе ребёнок начитает испытывать первые трудности, связанные с тем, что мать всё же является отдельным организмом и не может постоянно присутствовать рядом. Разорванное слияние вызывает тревожные реакции, связанные с отсутствием матери, либо с несоответствием её поведения желаемому. Эго ребёнка ещё не сформировано, психические реакции обусловлены Ид (Оно) – инстинктивно-чувственной сферой.
Если на этой стадии требования Ид не удовлетворяются, либо же присутствуют различные травматические переживания, связанные с удовлетворением потребностей, мы можем говорить об оральной фиксации. Личность сформированная вследствие дефицитов или травматических переживаний в течении оральной стадии может отличаться капризами, истеричностью, жадностью и требовательностью, ненасытностью

АНАЛЬНАЯ СТАДИЯ (от 1 года до 3 лет)
Либидо – бессознательное влечение сексуального характера сосредотачивается на анусе, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. В целом, понятие либидо немного шире, чем простое сексуальное влечение в трактовке обывателя. Это ещё и энергия жизни, влечения, предрасположенности. Инстинкт.
Детская сексуальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации – выделения.
На этой стадии ребёнок встречается с запретами, и социум начинает выступать перед ним как барьер. Возникают первые конфликты, связанные с воспитанием.
Эго – часть психики, которая может быть осознаваема, ответственная за самоидентификацию уже сформирована.
Супер Эго – часть, в которой «живут» родительские запреты и нормы социального поведения, лишь начинает сформировываться.
Если родители на этой стадии проявляют жёсткость к ребёнку, в том числе связанную с излишней чистоплотностью, дедушка Фрейд пужает нас анальной фиксацией, которая бывает двух видов:
анально-выталкивающая – неудовлетворённость результатом, склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность, разбрасывание денег, спешка, гипер-опека;
анально-удерживающая – низкая эмоциональность, скупость, жадность, бережливость, пунктуальность, упрямство, паталогическое стремление к чистоте и определённости.

ФАЛЛИЧЕСКАЯ ИЛИ ЭДИПОВА СТАДИЯ (от 3 до 5 лет)
В течение этой стадии ребёнок начинает испытывать либидозное влечение к родителю противоположного пола, сопровождаемое чувством конкуренции к родителю того же пола. У мальчиков это называется Эдиповым комплексом, а у девочек комплексом Электры.
Разумеется, это влечение не может быть реализовано, что вызывает у ребёнка внутреннее противоречие – чувства приходится подавить, а желание вытеснить. Я прекрасно помню, как в этом возрасте собирался жениться на маме и заявлял ей об этом.
Комплекс Электры протекает не менее травматично. У Фрейда есть спорное утверждение о том, что к чувству конкуренции с родителем, у девочек примешивается зависть к мужскому пенису, из-за чего они воспринимают себя неполноценными и стремятся занять место матери, чтобы обладать отцом.
Как бы то ни было, в течение этой стадии закладываются основные поведенческие аспекты будущей сексуальности. Травматические переживания на этой стадии могут во взрослом возрасте проявиться во фригидности или импотенции, вуайеризме, паранойальных расстройствах. Как правило, люди имеющие травматический опыт в течении этой стадии несчастливы в супружестве, ведут беспорядочную половую жизнь.

ЛАТЕНТНАЯ СТАДИЯ (от 5 до 12 лет)
Это период сексуального затишья. Супер Эго сформировано и продолжает укрепляться. Ребёнок развивает моторику, становится более собранным и дисциплинированным. Энергия либидо направляется в социальное русло – отношения со сверстниками.

ПУБЕРТАТНАЯ ИЛИ ГЕНИТАЛЬНАЯ СТАДИЯ (от 12 до 18 лет)
На этой стадии подросток полностью сформирован и стремится к реальному сексуальному общению, однако реализация может быть затруднена.
Дело в том, что для удовлетворения потребностей подросток должен иметь активную позицию, в том случае если предыдущий опыт или внешняя среда создают трудности для удовлетворения, он склонен к регрессу – интеллектуализации, аскетизму.
Фрейд считал, что в этот период все подростки проявляют интерес к представителям своего пола – с одной стороны это отголосок Эдиповой стадии, с другой, лично я думаю, что сверстники того же пола - более комфортные объекты для проявления сексуальности.
На этой стадии подросток активно и подчас гипертрофированно самоутверждается. Протестует. Он чувствует в себе силы для того, чтобы самостоятельно формировать свою жизнь, однако по-прежнему зависим от взрослых, а значит, находится в конфликте между желаемым и возможным.
Сейчас он должен приложить усилия для того, чтобы утвердить себя как активного и самостоятельного члена социума. Больше всего ему нужна поддержка и понимание.
Травматический опыт, который возникает на этой стадии, связан преимущественно с непониманием, попустительством или гиперопекой со стороны родителей.
Если подростка «не слышат», в конечном итоге он делает ситуацию «внешнего» конфликта – внутренней, если излишне поддерживают, он лишается самостоятельности и переходит к паразитической форме взаимодействия со средой, если его не направляют, то создают тем самым дефицит собранности, последовательности и целеустремлённости.

Продолжение здесь - http://pechkeen.livejournal.com/112443.html

Смотрите новое видео моего проекта "Волшебная таблетка" на Youtube!

🔽 Реальная психотерапия в действии! 🔽

Tags: дети и родители, научно-популярное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 105 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal