печкин во плоти

Гештальтпсихология ч. 3



Попробую завершить гештальт, который я начал проявлять в предыдущем посте. Как вы помните, я попытался раскрыть определения контактной границы, фигуры и фона. Сегодня мы поговорим о человеке.
В ГП мы называем человека самостью. Сразу скажу, что все термины и названия, которые даются в рамках любой психологической или философской теории условны, т.к. любое слово или термин является фигурой, которую каждый отдельный человек наделяет своими значениями. А уж психологи, подавно…
Самость это система реакций и контактов организма в отношении окружающей среды. Она должна быть очень гибкой и подвижной, поскольку она меняется в соответствии с доминирующей органической потребностью и преобладающими внешними раздражителями.




Это система реакций. Во сне она уменьшается, поскольку в это время потребность в реакции меньше. Самость - это действуюшая контактная граница и ее активность формирует фигуры и фоны.
Если человек отождествляется со своей формирующейся самостью, если он не сдерживает свое творческое возбуждение и стремится к предстоящему решению и при этом отчуждает то, что ему не подходит и не интересно, а лишь нарушает/загромождает соотношение фигуры и фона, значит, он психологически здоров, поскольку применяет все свои силы и делает все возможное в сложных жизненных ситуациях.
И наоборот, если он отчужден от себя самого и из-за ложных отождествлений пытается подавить свою спонтанность, тогда он делает свою жизнь тусклой, беспокойной и болезненной.
Этот момент прекрасно показан в первой части поста, когда в первом опыте с прямыми линиями мы принудительно пытаемся создать фигуры из линий расположенных дальше друг от друга. В этом случае происходит некоторый конфликт с естественным положением вещей - удержание фигуры требует постоянной энергии. Самый простой пример из жизни – человек пытается «эффективно» решать задачи, которые его не увлекают.

К самости я ещё вернусь, но на этом этапе хочу переключить ваше внимание ещё на один элемент, который влияет на функции самости. Он называется сознаванием (awareness). Наиболее полно и точно можно перевести его как «сознавание-замечание-осведомленность». «I am aware of» — я сознаю что-то, я осведомлен о чем-то, и я замечаю нечто в данный момент.
Здесь я хочу остановиться на определении – данный момент. Например, если мы возьмём близкий термин – осознание, то из его морфологии видно, что оно принадлежит к прошлому – я осознал что-то и пользуюсь этим. Сознавание отличается тем, что оно происходит в данный момент и продолжает происходить. Оно всегда одной ногой в прошлом, но другой уже в настоящем и находится в процессе движения в будущее.

Awareness - это ключевой процесс сознания, влияющий на формирование фигуры. Это форма сознавания, которой обладает также и животное, и которая является одновременно и двигательной, и сенсорной, интегрирующей совокупность всех показателей поля. Можно сказать, что это совокупность мыслей, чувств, ощущений которые присутствуют в данный момент и влияют на формирование фигуры на фоне, сами по себе являясь фигурой. Добавлю так же, что сознавание это наполнение фигуры новыми элементами и приобретение этой фигурой ясности и силы, объёма, за счёт её наполнения.
Это динамический процесс, всегда присутствующий в «здесь и сейчас» который наделяет фигуру яркостью. Хорошим определением описанного мной выше может являться термин – качество присутствия.
Чтобы дать образное представление о взаимодействии самости и сознавания, приведу пример, который дал Пол Гудман – первый теоретик гештальта.
Он сравнивает художника за работой и ребенка во время игры. Оба они одновременно активны и пассивны в процессе постоянного творческого приспособления, осознавания как своих ощущений от окружающей их среды, так и внутренних, исходящих из организма импульсов.
Таким образом, самость это специфический для каждого человека процесс, характеризующий его собственный способ реагирования в данный момент и в данном поле в соответствии с его личным «стилем». Под самостью понимается не просто «бытие» человека, а его «бытие-в-мире», которое изменяется в зависимости от возникающих ситуаций.

В ГП самость проявляется в трех ипостасях: как «Ид», как «Эго» и как «Личность».

Функция «Ид» связана с внутренними импульсами, жизненно важными потребностями и, в особенности, с их телесным проявлением. Так, «Ид» указывает мне на то, что я голоден, подавлен или расслаблен, «Ид» проявляется в моих автоматических действиях: когда я дышу, хожу и даже вожу машину, думая при этом совсем о другом. Мой «Ид» как бы руководит мной почти без моего ведома. Это термин позаимствованный у Фрейда и в его терминологии являющийся обиталищем подсознательного. Именно в «Ид» живут незавершённые гештальты. Вот почему, кошмары и навязчивые сновидения гештальттерапевты используют в своей практике. В эту сферу вытесняется незавершённое.

Функция «Эго», в отличие от «Ид» это активная функция сознаваемого выбора или отказа: я сам с полной ответственностью за мои собственные действия ограничиваю или расширяю контакт с окружающей меня средой, исходя из осознания моих собственных потребностей и желаний. «Эго» самым непосредственным образом связана с процессом сознавания (awareness) описанным мной выше. Я бы сказал, что одним из значений «Эго» является слово импульс или движение.

Функция «Личность» это представления субъекта о себе самом, его собственный образ самого себя, позволяющий ему признать свою ответственность за то, что он ощущает, и за то, что он делает. Именно функция «Личность» моей самости определяет то, как я интегрирую мой предыдущий опыт, как я усваиваю то, что происходит со мной в жизни, именно она формирует у меня чувство того, кто я есть. Однако личность наполнена интроекциями – элементами внешнего мира и внешних влияний, которые не только сохраняют, но и тормозят самость, т.к. блокируют процессы творческого приспособления. В этом контексте можно назвать «Личность» сдерживанием, которое из осознаваемого процесса, может превратиться в неосознаваемый.

В этих трех своих функциях self проявляется в разное время с разной интенсивностью. Впрочем, я привел вам классическую трактовку. Многие гештальт терапевты (а именно они и являются основными «кузнецами» ГП) работавшие позже не придавали значения этой структуре, а то и вовсе отвергали её. Я их понимаю. Основой ГП является простота и лишние классификации загромождают её ложными фигурами.

В заключение этого поста, давайте пофантазируем о гештальт человеке? Какой бы могла быть его личность?

Итак, гештальт человека я бы назвал позитивным социальным животным.
Большую часть его отношения к жизни, можно было бы отразить в вопросе: чего я хочу? Этот вопрос периодически направляется к самому себе.
Когда у него не получается что-либо, он может задать себе другой вопрос: как я избегаю результата? Этот вопрос (предвидя реакцию читателя и опыт) задаётся не для того, чтобы обвинить, а для того, чтобы взять ответственность на себя и осознать делание, которое мешает завершать гештальты.
Особое отношение у него к агрессии, она рассматривается в позитивном и необходимом контексте. Агрессия это энергия жизни, которая помогает разрушать старое, формировать новое и защищаться от внешней среды.
Кроме того, он постоянно подвергает сомнению общепринятые ценности, зная, что большинство их них является неработающими или изжившими себя. Он имеет внутреннюю готовность подвергнуть сомнению всё, что неизменно, и проверить это.
Он сомневается и в себе. Любое напряжение которое он испытывает, рассматривается в двух аспектах: я напрягаюсь потому, что ассимиляция (достижение) фигуры требует сверхусилий или потому, что я создаю и поддерживаю ложную фигуру?
Такой человек старается жить в гармонии с внешней средой. Он не будет набирать в супермаркете в 10 раз больше продуктов, чем ему нужно или ловить рыбу при помощи взрывчатки.
Вряд ли у него есть долги перед собой или другими.
У него нет ни совести, ни чести. При этом он соблюдает договорённости, потому что только они, являются реальностью.
Эмоции, то, что спрятано за фасадом такой человек старается выносить наружу. Любое приходящее чувство он старается испить до конца. Ему нет дела до того, радость это или печаль.
И конечно он не боится разочаровывать других, поэтому в любой момент может сказать: вы как хотите, а я как хочу.

А вообще — очень интересно. Спасибо за серию, всё довольно доходчиво расписано. А то труды типа "Эго голод и агрессия" Перлза сложновато даются...
Гештальт, описанный тобой разделяет и мои представления, только это не животное, а воин(как уже неоднократно повторялось).

А картинка напоминает осенний лес, на который смотришь снизу вверх.

Edited at 2012-11-16 11:25 (UTC)
А ГП психология относится к социальной? А то, просто у меня образ идеального человека-воина совсем не вяжется с счастливой жизнью в социуме)
ну если долго сдерживаться - асоциальное точно вылезет, но даже так человеку который начал уважать свою пароварку - будет счастье*, другим поначалу нет.
если все будут с собой искренни то средний градус пара в обществе уменьшиться и такой жажды лютых сексов и убийства, что даже в компьютерную игру зайти страшно, быть не должно.

________________________
*тут еще терминологический момент счастье или безопасность, в пред. посте было.

Edited at 2012-11-16 15:27 (UTC)


мощная концовка. и последняя статья и ее концовка - этот образ из разных источников у меня уже вырисовался.

Интересным показалось "При этом он соблюдает договорённости, потому что только они, являются реальностью."

социальное + животное = гп человек
контакт с другими + контакт с собой = реальность.
=>
гп человек ~ реальность

Edited at 2012-11-16 15:39 (UTC)
Дима, насчет ГП человека, воина - с каких сторон ты заходил?

С чем из перечисленного ты знаком и что бы посоветовал?
Я за эту байду уже взялся, но ты из этого что-то счиатешь толковым? или это мимо кассы воина?

Радикальный Субъект и его Дубль (Александр Дугин), Абсолютный Субъект и наместник Иного (Гейдар Джемаль), Дифференцированный человек как Субъект (Юлиус Эвола), Революционный Субъект и Анарх (Эрнст Юнгер), Субъект как Ничто в Бытии (Жан-Поль Сартр), Сверхчеловек как победитель Бога и Ничто (Фридрих Ницше), Субъект и Dasein (Мартин Хайдеггер).
т.к. журнал создан для обожания меня и моих друзей, то читая твой комментарий я понимаю, что гештальт моего журнала в очередной раз завершён)
благодарю
и конечно пора бы уже перейти на ты)
спасибо, интересно
Всё круто!
Но можно простым языком объяснить, - как находить у себя эти незавершенные гельштаты и работать с ними.
Как узнать чего ты ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хочешь в этой жизни?)