печкин во плоти

Гештальттерапия



Тот факт, что у определения «гештальт» нет точного перевода, закрепил за гештальттерапией (далее Гт) репутацию чего-то трудно постижимого. В интернете сложно найти доступное объяснение системе и методам работы используемым в Гт.

Для того чтобы исправить эту ситуацию и дать возможность «простым смертным» понять, что стоит за страшным словом «гештальт» написан этот пост. Я посвящаю его Фрицу Перлзу - создателю Гт, которого нежно люблю и считаю одним из бодхисаттв, принёсших человечеству частицу истинного света.

Чтобы не заморачивать читателя, я не буду давать энциклопедических данных, и описывать всю систему Гт и взаимосвязи между её элементами. То, что здесь описано, является результатом моего личного осознания предмета, поэтому может и должно отличаться от хрестоматийного.



Итак, гештальтпсихология рассматривает и объясняет систему функционирования организма в окружающей среде. Основным её понятием является целостность, собираемая нами из элементов как тенденция восприятия. Мы являемся частью внешней среды, т.к постоянно соприкасаемся с нею поверхностью кожи, органами восприятия, дыхания, пищеварения и т.д. Таким образом, мы не являемся чем-то индивидуальным. Мы часть большей целостности. Однако, любую целостность можно точно так же разложить на вполне объективные части, каждая из которых индивидуальна.

Гт является методом основанным на гештальтпсихологии и объясняет психические феномены возникновения невроза и средства для его трансформации.

Главными элементами Гт являются организм, фигура и фон.

Главной действующей силой – энергия, дифференцированная в двух аспектах: положительном и отрицательном, свойства которых проявляются так же в притяжении и отталкивании, импульсе и торможении, а на органическом уровне в возбуждении и мышечном спазме. Первый аспект этой двойственности – положительная и актвная энергия, является синонимом агрессии, т.к. любой контакт с внешней средой, по сути, агрессивен. Он предназначается для манипуляции, разрушения или вбирания в себя внешних объектов – получения индивидуальных выгод.

Организм это ты, я или он – каждый из нас, кто является совокупностью физических и психических феноменов. Главное свойство принадлежащее организму – контакт с внешней средой как постоянный творческий процесс.

Фон это внешняя среда. В ней организм находит то, с чем он соприкасается, что его питает и из чего он извлекает опыт. Кроме того, фон оказывает агрессивное воздействие на организм. Так же как и организм на него. Сам организм является фоном, частью внешней среды для любого другого организма. Фон постоянно меняется, поэтому организм вынужден приспосабливаться к фону и реагировать творчески на его изменения.

Фигура это объект фона, который интересен для организма. Исходя из своих потребностей и с помощью органов восприятия, организм выбирает её из фона. Фигура возникает в психике как модель, но её поиск осуществляется с помощью физики и в физическом мире. Фигура и фон обладают взаимосвязью. Например, дождливая погода, являясь фоном, создаёт интерес у организма в том, чтобы защитится от дождя, так на фоне возникает фигура зонтика.

Процесс образования фигуры вкратце можно описать так: В ответ на внешнее или внутреннее влияние у организма возникает потребность, это создаёт энергию, которая вызывает у организма возбуждение. Энергия предназначена для достижения фигуры, а возбуждение это то, что даёт возможность организму ощутить факт возникновения энергии, с другой стороны создаёт напряжение – дискомфорт, который организм стремится погасить с помощью достижения фигуры и разрядки.

Приведу простой пример:
Фоном для организма является жаркая погода. Организм испытывает дефицит жидкости. На фоне возникает фигура – стакан воды. Выделяется энергия, предназначенная для того, чтобы стакан найти и выпить. Организм испытывает возбуждение, органы восприятия сканируют фон, моторика работает для того, чтобы приблизиться к стакану воды. Наконец стакан найден, жидкость выпита, а главное – возбуждение, связанное с фигурой стакана – погашено. Организм возвращается в состояние покоя. Но лишь до момента возникновения следующей фигуры.

Фигура это и есть гештальт. Он может быть завершённым и незавершённым. Таким образом, незавершенным гештальтом на фоне жаркой погоды для организма, будет не найденный и не выпитый стакан воды, неудовлетворённая жажда и непогашенное возбуждение.

Гештальт может быть так же слабым и сильным. Слабый гештальт это смутная фигура, которая, «то ли есть, то ли нет». Например, проблема выбора возникает, как правило, когда на фоне присутствует два слабых гештальта – две фигуры, ни одна из которых не может погасить возбуждение и удовлетворить интерес.
Меня иногда спрашивают: Дима, мне предлагают две работы, не могу решить какую выбрать?
Никакую, - отвечаю я, - будь хоть одна из них по настоящему интересна, разве стояла бы перед тобой «проблема выбора»?

Сам процесс жизни организма, с точки зрения Гт можно описать как череду фигур-гештальтов, возникающих на фоне и сменяющих друг друга, совокупность усилий для достижения этих фигур, и серию сменяющих друг друга состояний возбуждения и покоя связанных с этим. Пребывая в этом процессе и творчески действуя в отношении изменчивой среды организм, получает из неё информационную и физическую пищу, меняется сам и меняет среду.
Организм стремится к контакту с фигурой. В этом стремлении он должен завершить как можно больше гештальтов и сохранить собственную целостность. Внешняя среда состоит из других организмов и явлений и постоянно меняется. Чтобы обеспечить себе возможность контактирования, организм должен творчески реагировать на эти изменения.

Для продолжения кликнуть сюда, в нём я рассказываю о неврозе, невротиках и гештальт терапевтах.
Спасибо! (наконец-то хоть кому-то удалось понятно объяснить про это; цикл психологии в универе для меня явно прошел даром) :))

А если стакан с водой найден, но не выпит, то это что? ))
спасибо, интересно))
а то никогда не понимала, почему это называется гештальт - т.е. при чем тут, собственно, Фигура и чья она фигура
Х-ха, с одной стороны понятно, с другой не понятно. Может пытаюсь мешать все слышанное ранее.

Я правильно понял что гештальт - наше стремление к чему-то, вернее даже это что-то, к чему мы стремимся. Причем часто физически оформленное, как стакан воды, так и новая машина, жена/муж и прочее, чем мы, как мы считаем, сможем уравновесить свой фон.

А если наступает момент, когда не хочется ничего, как в кино "О чем говорят мужчины": "и тогда ты начинаешь хотеть что-то хотеть", это значит фон уравновешен, потому ничего и не хочется?
какие-то фигуры в любом случае будут - есть жизненно важные потребности
если говорить о прочем, то может быть и так, а может быть на фоне образовалось слишком много незавершённых фигур, в связи с чем энергии на проявление новых просто не остаётся
Обыкновенное магическое моделирование реальности, вопщем.
Значит, Гт не объясняет, откуда берётся фон и кто моделирует его?
Среда есть среда. Аквариум для рыбки?
Re: Мне из этой области
да
вообще чтобы что-то обсудить, надо сперва это упорядочить, а после договорится друг с другом, что это упорядочивание мы будем использовать

создание общего фона
Спасибо, теперь я знаю, что имеют в виду всякие умные люди, когда говорят "незавершенный гештальт" :)))
Я попыталась вспомнить, какие незавершенные гештальты у меня в жизни были. То, что я хочу 150 лет убрать 5-7 кг веса, и мне это не удается, - это оно? и тот факт, что я про это периодически забываю/отвлекаюсь на другие какие-то цели (т.е. не концентрируюсь на этом так, как концентрировалась бы нахождении зонтика или какой-то крыши во время ливня) говорит о том, что этот гештальт слабый?
а как на счет ложных образов - когда происходит замещение потребностей - человек начинает кушать, хотя на самом деле хочет пить или женщина покупает 150тую кофточку, испытывая на самом деле потребность кого-то обнять - как распознать ложную "фигуру" от "правильной"?