блюющий клоун

Как стать счастливее? ч.2

Перейдём от пищевого поведения счастливого человека, описанного мной в первой части этого поста, к психическому.

От момента рождения человек начинает поедать окружающий мир, пользуясь органами восприятия. Проглоченная информационная пища играет важнейшую роль в дальнейшем функционировании человеческой машины.

Процесс информационного питания отличается от пищевого, прежде всего тем, что человек не может отказаться от приёма информации. То, что мы видим, слышим или чувствуем, сразу же попадает внутрь нас. Можно сказать, что каждый отдельно взятый момент нашей жизни мы проглатываем информационную пищу. Даже дыхание можно задержать на некоторое время. Приём информации нельзя. Когда информация из окружающего мира подвергается анализу, критике, оценке и проверке – мы имеем дело с пережёвыванием. Если информация не проверяется, а слепо принимается, она проглатывается целиком, не жуя.




Во внутрипсихической среде это создаёт статичные образования – интроекты. Когда я пишу статичные, я имею в виду, что эти образования мешают нам творчески реагировать на внешнюю среду. Любая поступившая вовнутрь информация заставляет человека в зависимости от ситуации совершать определённые действия или тормозить их, переключаться на что-то другое. Проглотив интроект, мы начинаем одинаково трактовать разные внешние ситуации и одинаково реагировать на них. Соответственно, создаём причинно следственные связи во внешнем мире. Интроекты это непрожёванные фрагменты внешней среды, мешающие нам проявлять индивидуальность.

Мне хотелось бы заострить ваше внимание на том факте, что информационную пищу, полученную от авторитетов, мы всегда проглатываем не жуя. То чему мы доверяем, мы считаем подобным себе и сразу же делаем частью себя. Можно сказать, что процесс принятия информации от авторитетов (здесь имеются в виду не только люди, но и любые источники) сходен с процессом принятия материнского молока – ребёнок обладающий безусловным доверием к матери проглатывает грудное молоко. Как грудной ребёнок отождествляет мать с собой, так и любой взрослый отождествляет себя с авторитетными источниками.

Проглоченное формирует наш мир. С одной стороны, мы начинаем трактовать внешние события исходя из него – проецируем смыслы и значения на внешние события, объясняя их определённым образом. С другой, оно формирует наши маски - то, что видят другие люди, когда внешние или внутренние влияния заставляют нас реагировать определённым образом.

Сейчас я вам дам очень простой, но любопытный тестик, который я порой даю своим клиентам. Сядьте за стол и на листе бумаги напишите основные сферы жизни, которые вас интересуют. На рисунке приведённом ниже, изображены основные сферы среднестатистического человека – деньги, секс, работа, досуг, отношения с друзьями, отношения с родственниками, чувственные отношения. В вашем списке их может быть больше или меньше.
Поставьте точку в центр листа и от неё проведите оси координат в соответствии с количеством исследуемых вами сфер жизни, после промаркируйте эти оси изнутри наружу от 1 до 100 %. На осях поставьте точки в соответствии с тем, насколько вы удовлетворены данной стороной вашей жизни. Завершите процесс, соединив все внешние точки. Чем ровнее и ближе к краям контуры получившейся фигуры, тем меньше у вас непрожёванного. Фигура с неровными краями-провалами стремящимися к центру – интроецированные объекты внутри вас, мешающие достигать желаемого.



Если вы сделали этот тест и хотите двинуться дальше, а именно – определить более конкретно, что мешает вам ассимилировать внешнюю среду, сделайте следующее:

Возьмите лист бумаги. Расположите проблемные сферы как заголовки, напишите под ними список принципов, которых вы стараетесь придерживаться в этих сферах. Пишите всё, что придёт в голову и немного больше.
После, рассмотрев каждый принцип, задайте себе вопрос: были ли в моём личном опыте реальные подтверждения того, что он приносит мне пользу, работает?
Если ответ не очевиден или под сомнением пометьте принцип как «не работающий».

Что делать с объектом, который попал в желудок и отравляет существование? Очевидно, его надо выблевать. Но просто выблевать мало, т.к. вполне возможно, объект может содержать полезные свойства, как фрукт содержит косточку и мякоть. Поэтому выблеванное надо прожевать заново. Если речь идёт о пище, то вызвать тошноту, можно спровоцировав рвотный рефлекс. С психикой всё обстоит проще и сложнее одновременно. Психические образования можно выразить с помощью речи и моторики. Для того, чтобы иметь возможность прожевать вам необходимо достать это наружу – выписать, выразить глядя на себя в зеркало, обсудить с другим человеком. Здесь, скорее всего вы столкнётесь с сопротивлением. Но не забывайте о золотом правиле психотехники – делать то, что можешь и немного больше.

Ещё один метод работы основан на том, что любой интроект создаёт соответствующую маску и делание. Понаблюдав за собой в стандартной ситуации для начала необходимо понять структуру - что вы делаете в зависимости от внешней и внутренней ситуации. Какие внешние ситуации вызывают у вас стандартные чувства и стандартные реакции, а так же, какие внутренние ситуации, связанные с вашими чувствами, вызывают у вас стандартное делание. В результате отслеживания себя по такому алгоритму, очень скоро вы сможете понять, схему работы вашего интроекта. Работа с этим тоже не сложна – действуете наоборот, т.е. заменяете одно или несколько «автоматических» действий полярными. И наблюдаете за результатами и вашим состоянием. Как я уже писал в первой части этого поста, психика и делание это сообщающиеся сосуды и влияют друг на друга взаимно. Когда вы первый раз сделаете «по-другому» ваше сознание изменится и интроект будет частично или полностью разрушен.

Конечно, эта техника проста, но её эффективность упирается в сопротивление, а попросту в страх. Хочу, чтобы вы прочитали фрагмент, прекрасно отражающий ситуацию в любой психотехнической работе:

«Когда человек начинает учиться, он никогда не имеет четкого представления о препятствиях. Его цель расплывчата и иллюзорна; его устремленность неустойчива. Он ожидает вознаграждения, которого никогда не получит, потому что еще не подозревает о предстоящих испытаниях.

Постепенно он начинает учиться - сначала понемногу, затем все успешней. И вскоре он приходит в смятение. То, что он узнает, никогда не совпадает с тем, что он себе рисовал, и его охватывает страх. Учение оказывается всегда не тем, что от него ожидают. Каждый шаг - это новая задача, и страх, который человек испытывает, растет безжалостно и неуклонно. Его цель оказывается полем битвы.

И таким образом перед ним появляется его первый извечный враг: Страх! Ужасный враг, коварный и неумолимый. Он таится за каждым поворотом, подкрадываясь и выжидая. И если человек, дрогнув перед его лицом, обратится в бегство, его враг положит конец его поискам.

Что же с этим человеком происходит?

- Ничего особенного, кроме разве того, что он никогда не научится. Он никогда не станет человеком знания. Он может стать пустомелей или безвредным напуганным человечком: но, во всяком случае, он будет побежденным. Страх поставил его на место.

- А что нужно делать, чтобы одолеть страх?

- Ответ очень прост: не убегать. Человек должен победить свой страх и вопреки нему сделать следующий шаг в обучении, и еще шаг, и еще. Он должен быть полностью устрашенным, и, однако, не должен останавливаться. Таков закон. И наступит день, когда его первый враг отступит. Человек почувствует уверенность в себе. Его устремленность крепнет. Обучение больше не будет пугающей задачей. Когда придет этот счастливый день, человек может сказать не колеблясь, что победил своего первого извечного врага».


Будьте счастливы!

Внимание!Запись на консультации - правила и условия.

Внимание!Подписаться на уведомления о выходе новых постов.


Дима,спасибо за статью, классное сравнение интроекций с не прожеванной пищей! А порой нам и вовсе несъедобное нечто попадается, которое мы покорно проглатываем...

Я выделила свои области неудовлетворенности, они давно меня беспокоят, а в последнее время ситуация обострилась.
где-то у меня закралась ошибка...
Спасибо за статью!!!))
вопрос только есть...судя по получившейся фигуре на оси координат "не прожеванного" у меня дофига и больше...но из списков принципов вычеркнулся только один...сама не знаю как так получилось...может я что-то не то под принципами подразумеваю...??можно чуть подробнее??
Re: где-то у меня закралась ошибка...
Оксан, но ведь не обязательно всё вычёркивать. Если один вычеркнулся это уже достижение. Но вычеркнуть мало. Надо понять, как вычеркнутое срабатывает в твоём делании. И сделать что-то другое.
Потом, бывает, что один стереотип влияет на все сферы жизни.

В любом случае, пока мы говорим о чём-то абстрактном, я могу давать только абстрактные ответы.
Дима, спасибо! Можно для понимания примеры привести?

Человек нарисовал диаграмму, где сфера жизни "работа" стремится к нулю. Проанализировал, понял, что принципы, которых он старается придерживаться, не работают, решил заменять их на полярные. Так, после очередного совещания с начальством он "пережевал" полученную информацию и понял, что перед ним остается два варианта:
а) продолжить действовать в соответствии со сложившейся моделью поведения - заткнуться и продолжать вкалывать, как минимум, объективно ничего не меняется;
б) повести себя полярно - послать в известном направлении своих руководителей, лишившись в итоге работы.

Другая ситуация: стая гопоты, лузгающая семечки у подъезда. Два варианта поведения:
а) привычный - пройти с безразличием мимо;
б) полярный - сделать замечание и получить пиздюлей.

В обоих случаях варианты "б" - это, в первую очередь, страхи. Однако их преодоление влечет явные негативные последствия. Убежден, что многие стоят именно перед таким довольно радикальным выбором. Как быть в таком случае? Оправдано ли потенциальное счастье теми негативными последствиями, через которые придется пройти человеку?
Спасибо за вопрос.
Надо начать с того, что "возможные негативные последствия" это и есть страхи. Т.е. это ситуации, которые человек представляет как последствия, но не исходя из реальности, а исходя из "проглоченного".
Только так и никак иначе. Если конечно, этот человек не обладает даром предвидения.
На самом деле, помимо двух вариантов, о которых ты говоришь, есть ещё масса других, лежащих в разных плоскостях, но т.к. человек по сути мечется между полярностями, он склонен представлять себе либо хорошее, либо плохое.
И вот ещё, очень важно: РАДИКАЛЬНЫЙ ВЫБОР, это то что больше всего мешает людям. Большинству кажется, что их жизнь может измениться только с помощью радикального выбора. Но это огромная ошибка!
Именно этим радикальным выбором, люди мешают себе изменить жизнь,т.к. для него нужна масса сил, которых у людей нет и быть не может, т.к. ситуация которую они создали "отнимает" у них массу энергии.
Поэтому в ситуации, когда перед человеком стоит радикальный выбор, надо умерить пыл и действовать стратегически, а значит, делать то, на что хватит энергии - постепенно меняя внешнюю ситуацию и создавая больший энергетический потенциал.
Надо написать об этом отдельный пост...

Edited at 2012-06-13 07:56 (UTC)
мой любимый отрывок! у меня есть мнение, что люди, побежденные первым врагом, гораздо симпатичнее тех, кто прошел дальше и был побежден вторым, или не дай бог третьим врагом, описанных доном Хуаном.
Привет! :)
Я вот тут начал читать книгу Моргана Скотта Пека "Непроторенная дорога".
Успел прочитать совсем немного, но кажется, что в ней как раз есть много вещей про это "пережевывание". Но может я ошибаюсь.
Дима, а ты читал эту книгу? Что скажешь?
"Приём информации нельзя."
Да ладно. Уж закрыть глаза то может каждый. Ну и дальше тоже не проблема.

А, хорошая книжка. Еще до человека знания начал догадываться. Это хорошо, что не указан автор?

Читал твой пост в пробке, а потому "розу косяков" прикидывал в уме.
Она меня огорчила. Теперь я стал ещё менее счастлив чем в первой части твоего поста :))
Ромарию, ты же знаешь, я разносчик плохих новостей. Но всё же, думаю, ты смотришь на половину стакана, которая пуста.
Во всяком случае, тебе было в чём стоять в пробке. У многих единственные пробки, это те, что уже вынуты и лежат в мусорном ведре)