печкин во плоти

Спаситель



Когда в ходе частных консультаций и на психологических группах, которые я веду, люди рассказывают о своём детстве, становится очевидно, что в доброй половине жизненных сценариев фигурирует родственник играющий роль Спасителя.
Напомню, что Спаситель это человек, который берет на себя заботу о других людях, одновременно игнорируя собственные потребности. Несомненно, эта роль обусловлена желанием возвеличиваться и управлять, но глубинной природой является чувство собственной неполноценности, связанное с внутренним стереотипом о том, что лишь помощь другим, является деятельностью оправдывающей собственную жизнь.



Так как Спаситель оказывает условно бесплатную услугу, его забота превращается в манипуляции и управление. Он оплетает паутиной ожиданий тех, о ком заботится. Через эти ожидания Спаситель, превращается в Преследователя и создаёт Жертву, которая «еще не знает», что за услуги придётся платить.

Роль Спасителя не имеет отношения к Библии. Речь идёт не о бескорыстной любви. Потребность в спасении возникает благодаря неосознаваемым внутренним конфликтам и простейшим инстинктам, свойственным любой человеческой натуре.
Когда меня спрашивают, как формируется эта роль, я указываю на два основных способа – вынужденный и перенятый.
Вынужденный способ возникает, когда первичная семья переживает кризис и кому-либо из детей приходится брать на себя обязанности, которые должны нести взрослые. Ребёнка либо принуждают к такой деятельности, либо он сам, наблюдая за тревожащей его ситуацией, берёт на себя эту ответственность.
При перенятом, ребёнок копирует поведение значимого взрослого, проигрывающего роль Спасителя.

Нас можно назвать нацией Спасителей, ведь всего несколько поколений назад мы пережили Великую отечественную войну. Дети военного поколения были вынуждены взять на себя взрослые заботы, а следующие поколения по сей день неосознанно перенимают эти роли.

Спаситель - социально желательная роль и по этой причине ее негативное воздействие на окружающих не осознаётся в полной мере. Очень сложно отделить адекватную заботу от желания получать бонусы для своей пониженной самооценки и желания управлять другими. И конечно практически каждый акт спасения заканчивается прямым приказом подчиняться, либо упрёком: я на тебя всю жизнь положила, неблагодарная тварь!

Спаситель использует в воспитании своих детей противоречивые посылы. Что в свою очередь формирует невротическое поведение создающее целые жизненные сценарии.

Катя пришла ко мне с проблемой, которую она озвучила: «Не могу прилагать последовательные усилия к тому, что хочу делать. Не получается завершать большие дела и получать результат». Недолгие расспросы дали понять, что эта ситуация, как и сто процентов всех прочих, связаны с детством и особенностями воспитания.

В детстве Катя мечтала стать художником. Когда она заявила об этом своей матери, та с жаром принялась доказывать ей, что художник - сложнейшая профессия, в которой трудно реализоваться.
- Помни о тяжелом труде и ответственности, которые тебе непременно понадобятся, - повторяла мать. В душе Кати поселились тревожные сомнения. Фактически в ее сознании «мне нравится» стало связано с «это мне не по зубам».

Одновременно с этим, мать активно помогала ей в поиске подходящего Вуза, выделила приличный бюджет на репетиторов, искала связи среди будущих преподавателей и т.д. Читатель сразу увидит, что ее поведение противоречиво. С одной стороны, она внушает, что быть художником это сложно, рискованно, трудно, а с другой вкладывает собственные ресурсы в достижение цели. Неосознанно лишая дочь моральной поддержки, она с удовольствием предоставляет материальную. Ключевая проблема указанного сценария: поддержка матери не касалась уверенности. Будучи осуществлена в материальной сфере, она лишь расхолаживала дочь и лишала ее уверенности в собственных силах.

Этот пример показывает мотивы Спасителя. Всеми силами он старается компенсировать свой внутренний конфликт. Он избавляется от внутреннего напряжения, проецируя на других людей недовольство собой. А затем, старается вложить в них собственные ресурсы, чтобы «купить» у себя же прощение…

Катин сценарий развивался следующим образом. Она, конечно же, поступила в Вуз при поддержке матери, но не смогла завершить образование, уйдя с третьего курса. Долгое время она скрывала это от нее, а когда правда открылась, вся семья на время погрузилась в ожесточённые скандалы. Здесь становится понятно, что забота, которая налагает на Жертву ожидания Спасителя, превращается в обязательства. Так Жертва становится заложником заботы, которая осуществляется «условно-бесплатно».

Похожий сценарий, связанный со спасительством, я обнаружил у Саши – молодого человека, который описал свою проблему как «у меня мало друзей и много конфликтов с коллегами по работе». По отношению к нему родители демонстрировали противоречивые роли – отстранённость и критику, которые так же, странным образом, сочетались с материальной поддержкой.
Отца он описал как человека склонного к ипохондрии и манипулированию своей беспомощностью. А мать, как женщину обслуживающую всю семью и постоянно недовольную окружающими.
Родители постоянно заявляли ему о своих сомнениях в том, что он может что-либо сделать хорошо. Однако же, купили квартиру и машину, обеспечивали бытовые потребности, помогали устроиться на работу.
Его сценарий был характерен тем, что он постоянно брался за разные дела, которые бросал и испытывал трудности в построении взаимоотношений с людьми. На очередной консультации он смог осознать странное противоречие: с одной стороны ему не особо интересны другие люди – их проблемы, чувства, эмоции и т.д. С другой – он постоянно ждёт от них поддержки и особого отношения. Подобное поведение мы могли бы назвать наглостью, если бы не знали, какие корни его сформировали.

Родитель, играющий Спасителя, формирует у ребёнка роль Жертвы. Эта роль, характерна тем, что вместе с желаниями чего-либо достичь у человека возникает внутренняя критика, которая тормозит это желание.
А ещё, постоянно присутствует ожидание, что в достижении этой цели поможет кто-то извне. Это ожидание заставляет перекладывать ответственность на внешние силы и возможно ожидать чуда, которое поможет изменить жизнь.

Мрачная тайна роли Спасителя состоит в том, что он заботится вынужденно. Его роль основана не на желании развития личности того, о ком он печётся. Он лишь играет социально приемлемую роль, которая косвенно должна спасти его самого от собственного осуждения. Здесь вернее было бы признаться себе в том, что забота о детях лишь способ избежать чувства вины и страха из-за несоответствия социальным шаблонам.

И в конечном итоге это формирует Жертв - людей, тотально неуверенных в своих силах, безразличных к чувствам и потребностям других, но при этом уверенных в том, что окружающие им должны.

Что до Спасителя, то во всех случаях он чувствует глубинное эмоциональное недовольство тем, что не дает себе того внимания, которое оказывает другим людям. Каждому кто сомневается в том, что его забота не есть акт спасения, я предлагаю задать себе следующие вопросы: Есть ли разница между тем, что я имею и тем, что даю окружающим? Каким образом моя забота есть акт управления? Что я ожидаю от других в обмен на своё участие?
И если ответы на эти вопросы заставят вас сомневаться ещё сильнее, то можно обратить внимание на кого-либо из близких и найти человека, который выбивался из сил, спасая родственников, а затем - безуспешно требовал признания, либо манипулировал вами, пользуясь своей властью. Это и будет тот, чья роль стала для вас образом жизни.

Чуть больше о треугольнике Спаситель – Преследователь – Жертва по ссылке - http://pechkeen.livejournal.com/224772.html
Печкин, что мне делать?! Я не могу читать пост и не напевать Прогулки по воде!

...
И Андрей доставал из воды пескарей,
А Спаситель погибших людей.
"Катя пришла ко мне с проблемой, которую она озвучила: «Не могу прилагать последовательные усилия к тому, что хочу делать. Не получается завершать большие дела и получать результат»."

- я вот про это имел ввиду.

Edited at 2017-04-12 17:35 (UTC)
да, разумеется. единственное, что можно сказать без погружения в детали, что это связано с дисфункциональным воспитанием, когда роль родителя либо черезчур ригидна, либо наоборот - слишком отстранена.
А если моя забота не есть акт спасения, она действительно некоторым была нужна, и они просили о помощи. А потом все вывернули так, что я сама навязалась со своей заботой, чтобы самоутвердиться. Я считаю это их бредом и неадекватным пониманием ситуации, в которой они находятся в данный момент и дистанцируюсь. Отношения рушатся. Мне обидно, что я осталась козлом отпущения. То есть мне навязали роль спасителя, я с этим не согласилась и меня слили.
В моем случае сценарий изначально был с каверзой—в любом раскладе я выхожу крайней, или плохо помог или не так помог или недопомог. Это я осознавала. Согласилась на это потому что родственники. Разачарование пришло от грубой и циничной реакции после того как помощь фактически уже не нужна была. Звучало это как — денег у тебя дохрена вот и помогай дальше, я родственник и ты мне должен будешь всегда)))
Так попробуй откажи сестре))) никакой не спаситель. Отказываюсь в это верить. Попросили помощи, согласовали условия, походу дела они начали условия менять уже не в нашу пользу. Вернули их к условиям. Не понравилось. Расстались.
В обмен на свое участие ничего материального не ожидала. Просто когда от тебя требуют помощи, потому что в прошлом он тебе тоже помог разве откажешь? Но этим прошлым спекулируют уже не в первый раз. Это понимание и приводит к раздражению.
Спасибо большое, что так понятно объяснили про формирование связи Спаситель-Жертва между родителями и детьми. Я и раньше знала про это треугольник Спаситель-Жертва-Преследователь, но отсыл к военному времени все поставил на свои места (я догадывалась!). Теперь я понимаю, почему мои родители не верят до сих пор в мои успехи и не считают, что я сама смогу накопить на квартиру-машину, хоть и сама себя обеспечиваю, да и состоялась как профессионал :) Я не обижалась на них, но никак не могла понять, почему у них такая странная реакция. А еще, теперь понятно, почему эти проявления спасательства в себе и друзьях меня раздражали, хотя ничего плохого в себе не несли.
А мне вот вдруг стало интересно, как обычный ̶з̶а̶ж̶и̶т̶о̶ч̶н̶ы̶й̶ ̶б̶ю̶р̶г̶е̶р̶ обычный человек превращается вот в такого Спасителя с гнильцой?
Начало то хорошее - вот помогает человек бескорыстно. Но одновременно и неосознанно "ломает" другого...
Я не верю, что бывают такие обычные люди, о которых ты говоришь. Обычных не бывает, у всех есть свой, индивидуальный бэкграунд. Спасительство всегда история из прошлого, которая укоренилась в каком-либо внешнем воздействии, когда индивид был вынужден начать кого то спасать, а потом это превратилось в программу, которая идёт через поколения.