блюющий клоун

Выгоды



Для большинства людей все происходящее с ними, начиная от симптомов заболеваний и заканчивая жизненными сценариями, остается за гранью личной ответственности. Мы избегаем ее, как фактора, который лишь добавляет напряжения к негативному состоянию или ситуации. При этом в психологии, ответственность является синонимом осознанности. Нас интересует, каким образом мы влияем на нашу жизнь, формируя ее событийную ткань? Этот вопрос в особенности интересует терапевта, который старается создать у клиента потенциал для изменений.

Субличностные взаимоотношения человека с самим собой, его внешние коммуникации с другими людьми и основанные на них игры и сценарии, помимо негативных влияний, несут в себе выгоды. Наряду с различными видами психологических защит эти выгоды являются феноменами психики, создающими у человека трудности в решении его проблем. Невротические симптомы, а так же поведение, с ними связанное, содержит в своей сути скрытые мотивы. Но так как, эти мотивы не принадлежат всей личности в целом, а проистекают из свойств отдельных субличностей, они остаются за гранью нашего осознания.

Фрейд говорит о бессознательном стремлении извлечь выгоду из симптомов невроза. Эти выгоды подразделяются на первичные и вторичные. Первичные выгоды возникают в момент образования и проявления невротических симптомов и в свою очередь, делятся на внутренние и внешние. Внутренние – выгода, которая является следствием внутриличностного конфликта, а внешние – использование симптома для того, чтобы смягчить внешние конфликты, возникающие с другими людьми. Смышлёный читатель сразу поймёт, что внешние являются прямыми следствиями внутренних. Или скажем: их отражениями. Вторичные - то преимущество, которое человек получает от сформировавшихся и устойчивых симптомов, как бы преподнося их другим людям на тарелочке.



Чтобы понять дальнейшее повествование, читателю желательно быть слегка искушённым теорией транзактного анализа (далее ТА) в которой психика человека содержит три эго-состояния Родитель, Ребёнок и Взрослый. Итак, внутриличностный конфликт, происходит в тот момент, когда направленные друг на друга внутренние транзакции субличностных структур субъекта – Ребёнка и Родителя, отражаются на его чувствах, тем самым мотивируя определённый тип поведения. В классическом ТА, этот механизм описываются термином «катексис». Он означает, что одна из этих структур вторгается и захватывает энергию другой. Таким образом, внутриличностный конфликт происходит, когда Ребёнок и Родитель действуют несогласованно, либо подавляют друг друга. Это приводит к тому, что более активная в этот момент субличность, вызывает у субъекта соответствующий набор мыслей, чувств и поведения с ней связанного.

Чтобы прояснить для читателя, что происходит внутри человека при этом самом конфликте, достаточно взглянуть на негативные стороны взаимоотношений окружающих нас людей. По сути, все они делают три вещи – проецируют агрессию вовне, используют чужую энергию и экономят свою. Первый фактор позволяет избавляться от излишков, второй - экономить ресурсы. Поэтому первичные внутренние выгоды в самой часто встречающейся ситуации, при которой Родитель подавляет Ребёнка, состоят в том, что первый может проецировать агрессию, а второй – экономить силы. Быть подавленным выгодно, потому, что можно ничего не делать. Ведь энергию у тебя забрали, а значит пусть тот, кто забрал, берет на себя ответственность. Наверное, многие замечали, как пожилые люди, родившиеся при социализме, любят говорить: у нас ничего не было, но мы были счастливее! Психологическая выгода этого утверждения, может быть передана следующими фразами: для нас были созданы рамки, которые позволяли не тратить лишней энергии на выражение нашей индивидуальности, а гарантированный комфорт в этих рамках создавал спокойствие.

«Лень», вернее - экономия сил, является одной из «прошитых» свойств эго-состояния Ребёнка, т.к. содержит в своей основе врождённые инстинктивные драйвы. Отвечающий за социальное соответствие Родитель гораздо слабее, но функциональнее, т.к. может опереться на «мнение окружающего большинства».

«Подавленный» Ребенок, о котором пишет Берн, это ещё и ребёнок ленивый. И его ленность, в том числе проявляется в нежелании оказывать сопротивление Родителю. Когда у себя в кабинете я провожу так называемые внутренние расстановки, которые клиенты называют «стульчики» или «поговорить с самим собой на стульях», то вижу, как осуществляемое мной искусственное усиление одной из субличностей влияет на состояние другой.

Разумеется, не всегда проблему несёт подавленность Ребёнка. Тенденция «перевёртыш» происходит с теми людьми у кого он сам подавляет Родителя в результате «дефицита воспитания». Недостаточно сформировавшаяся фигура Родителя не может упорядочить и затормозить импульсы Ребёнка, что приводит к хаотичному выбросу энергии и невозможности сфокусироваться на чём-то конкретном. Как мы видим в первом случае дело в слабости Ребёнка и силе Родителя, а во втором наоборот.

Но адекватная роль Ребёнка - давать энергию, а Родителя – создавать структуру. При согласованной модели и возникает тот самый Взрослый, который имея интерес и силы, может упорядочить процесс их приложения таким образом, чтобы достигать субъективных целей.

Для объяснения указанных выше выгод, давайте возьмём широко распространённый пример конфликта между «нерадивым подчинённым и злым начальником». Суть конфликта состоит в том, что подчинённый не выполняет положенный объём работы, однако же, всякий раз берёт на себя обязательства по её выполнению. Ситуация заканчивается поркой в кабинете начальника, обещаниями подчинённого исправиться и всё сделать… затем всё повторяется.

Итак, первичная внутренняя выгода для субличностных структур подчинённого проистекает из их конфликта, в котором его Родитель подавляет Ребёнка. Ребёнок не хочет выполнять работу, за которую он взял на себя обязательства, а Родитель требует результата. В поведенческих реакциях подчинённого это выражается в попытках заставить себя выполнить работу с одной стороны, а с другой в её избегании. Не будем здесь рассматривать вопрос: почему Ребёнок не хочет выполнять работу? Тут может быть всё, что угодно. Родитель может принуждать его к той работе, которая не интересна, обесценивать результаты, заставлять выполнять слишком большие объёмы и т.д. Это самая распространённая причина невроза, возникающего у «офисного планктона».

Подавленный Ребёнок, однако же, заведующий энергией уходит от давления Родителя, переключая подчинённого на различные мелкие дела – интернет серфинг, перекуры, общение с коллегами и т.д. В описании симптома, которое мог бы дать подобный подчинённый психологу, звучало бы: «Я в который раз обещал себе сделать эту работу, но внезапно переключился на…». То есть эго-состояние Ребёнка захватывает энергию предназначенную Взрослому подчинённого. Кроме того Ребёнок стараясь избежать конфликта обманывает Родителя беря на себя обязательства, но направляет её на другие дела. Одновременно с этим он отказывается от конфронтации с Родителем, а значит, отдаёт ему энергию. Помимо уже указанного проецирования агрессии и её избегания, здесь присутствует компонент экономии сил. Ребёнок отказывается от направления энергии туда, куда хочет Родитель. Фрейд описывал это как «сбережение психических усилий».

Первичная внешняя выгода является следствием внутренней и поэтому повторяет её, но уже во внешних коммуникациях (транзакциях) между подчинённым и начальником. Фактически они проигрывают роли Ребёнка и Родителя подчинённого, повторяя вовне их внутренние взаимоотношения. Так внешняя выгода вытекает из внутренней. Подчинённый с одной стороны пытается смягчить конфликт, с другой - берёт на себя обязательства, которые не может выполнить, и/или не может привести доводы, которые сделают его правым или приведут к пересмотру обязательств. На уровне Взрослого это может звучать примерно так: лучше бесконечно выглядеть виноватым и оправдываться, чем один раз взять на себя обязательства и сделать, как обещал.

Вторичная выгода состоит в том, что подчинённый как бы говорит начальнику: ведь вы же знаете, я постоянно нарушаю сроки и порой делаю работу неаккуратно. Что с меня взять? Давайте вы отчитаете меня и покажете – «кто здесь главный?», а я пообещаю вам, что исправлюсь. Мы оба будем знать, что я вас обманываю, но не будем в этом признаваться, чтобы иметь возможность играть в это. Данная внешняя транзакция включает начальника (если он так же не осознан, как подчинённый) в игру, которая выгодна для обоих. Формально выгодой подчиненного является экономия сил и избегание ответственности, а начальника – поддержание вышестоящего имиджа, сброс напряжения и т.д. Разумеется, поддержание этих транзакций, которые выливаются в игру, способствует закреплению невроза и последующему усилению симптомов. Как мы видим, вторичная выгода по Фрейду очень похожа на Берновские игры.

Кстати говоря, Берн прибавляет к указанным трём типам выгод ещё два – биологические и социальные. По-видимому, эти два типа выгод основаны на краеугольных камнях теории ТА – структурном и стимульном голоде. Биологическая выгода состоит в том, что стороны стимулируют друг друга тем или иным способом, благодаря чему избавляют друг друга от изоляции. При этом способы и содержание этой стимуляции для них не имеют значения. Это продолжение свойств стимульного голода. Социальная выгода состоит в структурировании процесса стимуляции, облекая его в форму различных времяпровождений.

Давайте вернёмся к игре между начальником и подчинённым? С точки зрения взрослого человека никаких выгод в этой игре нет, но с точки зрения указанных двух типов выгод, они очевидны. Во-первых, игра даёт возможность испытывать глубокий спектр эмоций, взаимно стимулируя друг друга. Причём, в отличие от положительных эмоций, которые получают от оценки результата выполненной работы, в данном случае, чтобы получить результат, достаточно допустить простое бездействие. Во-вторых, вся указанная котовасия даёт прекрасную возможность структурировать время, проведя его в различных ритуалах. Прежде всего, это проведение времени в различных делах, которые помогают не работать. Это и сам процесс «порки», и возможность пожаловаться коллегам по работе. И, разумеется - примирение, которое предусматривает с одной стороны снисходительное похлопывание по плечу, а с другой мысли «фух, в этот раз опять пронесло».

В завершении хочу вернуться к понятию ответственности, о котором я говорил в начале поста. Проблема невротического поведения состоит в том, что одна из частей личности человека, хоть и распоряжается энергией, но всегда ленится прилагать усилия, а вторая страдает либо недостаточным, либо чрезмерным давлением. Разница этих внутренних интересов создаёт невозможность адекватного управления этой личностью в целом.

Если бы мы были более осознанными людьми, то нам могли бы помочь понятия ответственности и воли. Но, к сожалению, мы не в состоянии адекватно воспринимать эти понятия. Всем знакомые призывы «будь мужиком блеать, возьми на себя ответственность!» или «ты просто ленивая, начни делать!» - лишь усугубляют ситуацию. Эти призывы тотчас активируют нашего Родителя, который захватывает энергию и с новыми силами начинает внутреннее избиение Ребёнка. Такой захват, делает последнего более угнетённым и стимулирует к избеганию, которое на уровне человеческого поведения воспринимается как лень. Поэтому когда мне задают крылатый вопрос: «как победить лень?», я отвечаю: «Никак. То, что вы воспринимаете как лень, на самом деле – плохое к себе отношение».

Я думаю, что взрослый человек возникает только в тот момент, когда личность контролирует себя, но в рамках естественной мотивации. Лишь в этом случае скрытые выгоды и негативные сценарии, которые позволяют нам компенсировать внутреннюю нелюбовь к себе, перестают существовать.

Внимание!Запись на консультации - правила и условия.

Я на facebook         Я во вконтактике

Поразила мысль, что причуды взаимодействий между людьми именно что делаются чтобы не сидеть одиноко и тухло... а чудные и загогулистые они чтоб не отрываться в том числе и от семьи. Как страшно быть одному и взрыв мозга запилить некому...

Дим, так как все-таки отличить "естественную" мотивацию от "неестественной"? То есть не чем они отличаются теоретически, это понятно, а как самому невротику отличить их... эээ... "изнутри"? Как понять, что конкретно вот эта потребность/желание есть не к месту активизировавшийся Родитель, а вот эта другая - "естественная" мотивация?
Естественная мотивация дает чувство легкости и счастья. Скажем, это когда ты делаешь не прилагая титанических усилий и сердце радуется в процессе и по достижении результата. Любовь это очень естественно.
Все остальное это дьявол)

Edited at 2015-11-19 11:55 (UTC)
хм... а что если призывы типы "будь мужиком блеать" активизируют не Родителя, а напротив, Ребенка? (ну по крайней мере так кажется, потому что инфантилизм начинает лезть изо всех щелей)
А естественную мотивацию реально найти? Например, я каждый год поправляюсь, потому что люблю есть и не люблю двигаться, потом естественно отказываю себе в еде и начинаю усиленно тренироваться, худею, но потом останавливаюсь, потому что есть хочется очень, а тренироваться не очень, и все возвращается на изначальные позиции. Действительно все призывы и уговоры любого толка от "соберись, тряпка" (которые угнетают) до "давай, моя хорошая" (которые вообще не волнуют) не меняют ситуацию. Лень двигаться — плохое отношение к себе, видимо, ну и естественно, еда, если результат ее набор веса, который мне не нравится тоже. Я че себя со всех сторон обложила? И как будто не дернуться(((( че делать-то?
Я тут подумала и вот до чего додумалась. Когда я перестаю худеть, я бросаю все на самотек, ем что хочу, и почти не двигаюсь. Вроде как не контролирую. Но когда начинаю контролировать, загоняю себя в рамки, и мне все равно плохо. Получается контроль здесь не ответ. И похудеть, имея это самоцелью, я не могу. Но вот куда я могу приложить усилия, так это делать то что мне нравится. Например, ходить в бассейн, я люблю плавать, но мне всегда казалось, что все это как-то заморочно. Ездить далеко, справки получать... Или гулять с собакой, которую мы недавно завели, чаще чем необходимо, потому что очевидно, нам обоим это нравится. А питание мне кажется я уже почти привела в порядок. Объедаюсь я редко, разве что на новый год, а готовить вкусно и с удовольствием я научилась, потому что мы начали заказывать коробки с рецептами и ингредиентами.
Получается так? Больше делать что нравится и не травить себя, что я не худышка?
Спасибо, очень понравилась ваша статья, доступно объяснили, есть над чем подумать. Нужно разобраться и понять причины, почему никак не могу поменять свой вид деятельности, и вечно ищу какие-то отговорки. Видимо мне это удобно. Так же понравилась статья о первичной выгоде в психологии https://goal-life.com/page/..., автор хорошо пишет, просто для понимания