неожиданность

Психика - Заключение.



Все предыдущие части этого поста, растянувшиеся почти на 10 страниц, изрядно утомили моего читателя. Я спрашивал некоторых клиентов: читали ли они «Психику» и в особенности последнюю часть? Как правило, бедняжечки покачивали головами.
– Дим, тебе надо быть проще, - говорили они, делая усталые глаза. Я уже было думал оставить эту затею – используя научную терминологию рассказывать вам о психике, но не хочется оставлять незавершённый гештальт. К тому же, я решил, что постараюсь завершить повествование в более прозаичной манере.

Итак, психика это энергия, имеющая два проявленных аспекта – активный и пассивный. Эти аспекты напрямую связаны с двумя свойствами нервной системы человека – возбуждением и торможением. Первый аспект, безусловно связанный с субличностной фигурой Ребёнка, ответственен за направленное движение.

Мне нравится называть его энергией достижения или просто – агрессией. Побуждаемый ею организм, устремлён к внешней среде, чтобы разрушить или вобрать её в себя. Фигура ребёнка сущностна и экзистенциальна - во многом является «животной», часто не подлежит объяснению, идёт из глубин. Можно так же сказать, что именно в этой сфере обитают врождённые качества темперамента. Я привожу этот термин, просто как часть общепринятых понятий, т.к. разумеется, ни о какой врождённости применительно к живому организму нельзя говорить. Всё является приобретённым, просто не в течение этой жизни.
Ребёнок чувственен и управляем инстинктами, он всегда здесь и сейчас. И он главенствует, т.к. возникает первым. Он первичен в том смысле, что торможение всегда возникает после, в нём просто нет необходимости, если первый аспект не проявил себя.




Пассивный аспект, заведующий торможением, представлен субличностью Родителя. Эта часть социальна и привнесена из внешней среды, хотя многие её свойства так же инстинктивны и отвечают за самосохранение.
В психологии постоянно фигурирует тема о противостоянии индивидуального и социального. Мы любим говорить, что человек находится под гнётом социума. Этот бесспорный факт проявляется как внутрипсихически, так и внутрисоциально. Динамика развития внутреннего Родителя состоит в том, что в младенчестве он всё ещё представлен простыми инстинктами, но с течением времени всё больше обрастает социальными шаблонами поведения, которые утормаживают и направляют активный аспект психики.
И если невроз, это нарушение контакта с внешней средой, то вполне понятно, что его природа социальна. Это чрезмерное или привычное торможение, превращающееся в спазм.
В своём «правильном» звучании Родитель оберегает, делает более точными и направленными действия Ребёнка. Поэтому оптимальное взаимодействие двух указанных выше аспектов психики состоит не в противоречии, а во взаимодействии, приводящему к желаемому результату.

Люди обладают разными уровнями энергии. Этот уровень, уровень личной силы, зависит от «врождённых» качеств, но по факту важно не то, с каким уровнем энергии мы пришли в этот мир, а то, каким образом мы функционируем внутри себя. Индивидуальная картина поведения человека, прежде всего, связана с его внутренним диалогом – взаимодействием этих двух ключевых фигур.

Главными феноменами их внутреннего функционирования являются – агрессия и доминирование, а так же, связанная с ними конкуренция. Соответственно эти факторы влияют на согласованность всей системы и её направленность. Именно они формируют индивидуальную психику, которая в свою очередь формирует групповую и наоборот.

Тут происходит интересный феномен. Вроде бы, активный импульс, Ребёнок, является ключевым фактором для функционирования особи, а тормозящий Родитель – защищает и направляет. Но в групповом взаимодействии активный импульс лидера, его внутренний Ребёнок, является одновременно Родителем для всех других участников системы, т.к. утормаживает их внутренние активные импульсы. По этой же схеме происходит взаимодействие любых двух особей – их активные импульсы начинают конкурировать, на основании чего приходят либо к согласованию и системности, либо к разобщению и разрыву.

Внутри индивидуальной психики Ребёнок и Родитель, являясь лишь частями целого, конкурируют или привлекают для своего функционирования большую часть энергии организма. В любом парном взаимодействии два человека создают подобные отношения, которые преследуют цель обладания общей энергией. Эта тенденция создаёт соответствующие роли и коммуникативные маневры с ними связанные.
В прошлых постах я приводил термины М. Папуша – Помогатель, Помогант, Указант и Послушат.
Но лично я пользуюсь более простой терминологией, которая очень точно передаёт паталогию человеческой коммуникации.
Это Родитель, Ребёнок, Хищник и Жертва. Это роли, которые с одной стороны, являясь свойствами психики, приводят к повреждению как индивидуальной, так и групповой системы.
Феномен довольно эзотеричен и состоит в следующем посыле: если мои интересы не согласованы с частью системы, это значит, что я действую агрессивно по отношению к её частям, вызывая напряжение и разрушение. Кстати говоря, пассивность это тоже агрессия. Можем обратить внимание на библейские аллегории, касающиеся грехопадения Адама и Евы, пошедшими на поводу у Сатаны, который совершил первый грех индивидуации, сообщив Господу: я не есть ты, я это я. Диавол разрушил систему, а остальные пошли у него на поводу. Теперь мы с вами вынуждены плодиться, размножаться и страдать).

Как только человек игнорирует часть себя, его система в целом приходит в противоречие так же, как приходит в противоречие пара, в которой один игнорирует, или использует другого, преследуя свои «эгоистичные» интересы. Родитель Хищник подавляет Ребёнка Жертву, Ребёнок Хищник ведёт двойную игру в отношении Родителя Жертвы. И взаимодействие людей в паре, является отражением внутреннего взаимодействия их внутрипсихических аспектов.

Для возникновения психики необходимо коллективное, системное взаимодействие, а значит роль того, кто управляя, адресует свои требования к управляемому.
Такое взаимодействие становится частью психики ребёнка, который на первых порах имеет лишь развитый активный импульс. Позже, когда направленное торможение, которое оказывали на него родители, создаст у последнего способность фокусировать свои усилия и ассимилировать внешнюю среду, достигая целей, мы можем говорить о взрослом человеке.
Но фактически, система функционирования психики это постоянное взаимодействие между внутренними Ребёнком и Родителем, которые суггестивными (внушением) и контр-суггестивными (отказом от действий) влияниями, создают стимулы для поведенческих реакций. Теми же свойствами обладают внешние коммуникации людей.

Любая пара, проигрывает в отношении друг друга, определенный набор коммуникативных маневров, который основан на внутреннем диалоге их субличностей.
Здесь внешнее становится внутренним, чтобы вновь стать внешним и так до бесконечности.

Психологи часто говорят об осознанности. Но что такое? Я бы сказал, что осознанность это возникновение у человека видения, как его внутренние стимулы влияют на внешние реакции.
Здесь я хочу привести любимую цитату из Гурджиева, который говорит: «Из себя самого человек не в состоянии произвести ни одной мысли, ни одного действия. Всё, что он говорит, делает, думает, чувствует, всё это случается».
Гурджиев утрирует мысль о том, что человек, это совокупность внешних влияний. Он, скорее придаток мира, которым сформирован.
Паталогический аспект этой сложной системы в том, что человек, как совокупность внешних коммуникаций со значимыми в его жизни людьми, на самом деле, является алгоритмом, который постоянно взаимодействует с другими алгоритмами системы, по простой цепи стимул-реакция. Всё наше поведение, является цепью нейросигнальных взаимодействий, при котором люди в принципе, представляют собой единую систему. Исходя из нашей иллюзии отождествления, мы эгоистично предполагаем, что в нас есть какая-то индивидуальность. Но это очень большая ошибка. Вот почему, утрируя, Гурджиев на самом деле, лишь передаёт реальный порядок вещей.
Я помню, как поднял на смех утверждение одной клиентки, которая заявляла о своей индивидуальности и способности самоопределиться. Это было вполне адекватно моменту учитывая хотя бы тот факт, что она сидела в кресле у психолога). Не помню, какому аспекту терапии это было предназначено, но помню, как она спросила: а кем ты чувствуешь себя? Я ответил (и этот ответ был бы справедлив сейчас), что чувствую себя функцией, инструментом.
- И как тебе чувствовать себя функцией? – вновь спросила она.
- В этом есть особое, всепоглощающее счастье.

В заключении этого большого поста, просто необходимо поднять вопрос о существовании Взрослого – той части системы, которая главенствует над нашими внутренними субличностями и по-хорошему, должна управлять ими.
Парадоксально, но если рассматривать функционирование психики человека и его позиции в обществе, относительно других людей, то роль Взрослого состоит в том, чтобы являться частью системы, на самом деле ей не являясь.

Осознанная личность, обращает внимание на внутренний диалог между своими субличностями и управляет ими, отдавая приказы. Так же и член любой системы - пары, группы, общества, наблюдает за тем, что происходит в ней и принимает собственные решения, которые объективны лично для него. Однако же, он является частью системы и вынужден быть в рамках её механизмов.

Согласование функций Родителя и Ребёнка даёт их сплавление, превращая психику из раздробленной системы в единое целое. В этом свете, главной целью любого человека является прекращение внутренней битвы, которая пожирает громадное количество энергии и создаёт плохую карму – внутренние негативные стимулы, приводят к их подобиям во внешнем мире, создавая негативные стимулы в реальности.

Взрослый это субъект выбора и ответственности, который неподвластен внутренним и внешним манипуляциям.
Я бы сказал, что позиция Взрослого отличается от позиций Ребёнка, Родителя, Хищника и Жертвы тем, что она является правдивой, т.к. манипуляции которым он подвергает других – открыты. Признавая интересы других, он, тем не менее, ставит свои, системные интересы во главу угла.
Так, наблюдая за игрой своих субличностей, осознанный человек делает выбор не в пользу подавления кого-то из них, а в пользу существования себя как системы их включающей. Манипулируя собой, он выходит за пределы манипуляции, что позволяет ему реагировать на мир спонтанно и создавать новое решение.

Этот процесс можно было бы назвать взвешиванием настоящего момента, в который человек проявляет индивидуальную волю и познание себя, «вставая над обстоятельствами».
Но для того, чтобы «встать над ними» ему необходимо иметь внутреннего Ребёнка, который способен слушать внутреннего Родителя, в обмен на любовь и уважение.

Сильная психика рождается именно в таком взаимодействии, когда импульс и торможение признают друг друга и действуют в согласии. Ребенок, обладая энергией для проявления воли, направляет движение личности, а Родитель, обладая знанием мира, корректирует это движение.

Психика цельной личности формируется волей, знанием и контролем.

Внимание!Запись на консультации - правила и условия.

Я на facebook         Я во вконтактике
Да ну действительно как-то мутно объясняешь. Если бы я этого итак из других источников не почерпнул, я бы хрен понял с первого раза.
У тебя для каждого явления по несколько определений получается, которыми ты жонглируешь по ходу дела, что очень сбивает с нити повествования.
Но, если пробраться через все дебри, то инфа вполне годная.

Кстати, "индивидуации" - это авторское написание "индивидуализации"?
Дим, спасибо. Мне понравилось. Канеш, в некоторые моменты приходилось напрягаться и перечитывать кусками, зато эффект просветления налицЕ.
Всем привет из Черногории. Пошла на пляж.

Взрослый - это бомба. И сенсация сегодняшнего утра. Манипулятивно призвала его разделить со мной чашку травяного чая.... сбор всех субличностей вместе за завтраком это так мирно и семейно... и ржачно.

Пост классный.
Димон, красавичик! Очень интересная серия постов, спасибо.

Можешь разжевать термин "врожденность"? Почему ты берешь его в кавычки? В течение какой другой жизни он формируется - утробной? Космической?
Благодаря Диме и серии постов по психике у меня включился осознанный (голоса я теперь сосчитать могу) формат шизофрении. Ура, субличности! Профилактическая доза расщепления сознания станет прививкой от сгущения рассудка к пенсии. Неврозы боле нас не атакуэ.
Вот этот самый Взрослый, который "субъект выбора и ответственности, который неподвластен внутренним и внешним манипуляциям" - он разве не есть индивидуальность? Да, я понимаю, что до осознаности всем как до просветления, потому можно пока в функциях посидеть, но ведь это - реальная, вполне достижимая цель - осознаность. Нет?
Как только ты соскакиваешь на своего Гурджиева мне хочется кидать в тебя предметами. Не понимаю, как, столь неуважительно относящийся к личностям, человек, мог стать гуру, у него, наверное одни мазохисты были в пастве. Да, мой грех - гордыня ))
Для меня вопрос Взрослого - это вопрос, что первично яйцо или курица. Взрослый для меня предназначен для ухода от фактора внешнего воздействия, что позволяет полностью перекраивать психику. Это напоминает развитие вселенной в которой есть не живые объекты, а потом появляется разум, который может осознанно перекраивать вселенную.

Для человечества появление Взрослого - это изобретение компьютера. Хотя думаю подобные аналогии могут быть не понятны.

о, мозг включился)
и не сразу - пришлось возвращаться, перечитывать.

стало понятно куда девается сейчас вся моя энергия -- уходит в тренинг. мой внутренний Взрослый, который "я сам все сделаю" борется с Ребенком "давай попросим о помощи".
Привет, все прочитала, все хорошо написано, я бы еще статьи прочитала в таком стиле, особенно про энергию в паре и как девушке не заваливать свою энергию и позицию в отношениях
Классно, спасибо. Наконец-то разобралась с базовыми понятиями, а то авторы вузовских учебников заставили в своё время тотально запутаться и страдать) закрыла, так сказать, гештальт))