неожиданность

Психика ч. 3



В предыдущей части одноимённого поста я рассматривал интериоризацию как ключевой фактор формирования человеческой психики. Внешняя предметная деятельность «вращивается» в сознание с помощью речи. Таким образом, внешний мир и способы манипулирования его объектами превращаются в знаково-речевые информационные единицы «помещённые» в сознание, что в свою очередь становится не только основой, но и алгоритмом функционирования индивида.
Мышление, как внутренний диалог, есть беззвучное проговаривание и мгновенный доступ к любой такой единице, на каком бы уровне она не находилась. Любая такая единица строится по механизму гештальт образования – единая фигура, связанная с другими фигурами и имеющая в своей основе такие же, понятийно-знаковые элементы.

Хочу процитировать Павлова, рассуждающего об истоках высших психических функций: «Слово только ли заменяет и сигнализирует “все” раздражители, т.е. только ли изоморфно им, или оно делает еще что-то, чего они не делают и чего в них нет? Простейшая иллюстрация: разве комбинации слов не производят постоянно и объекты, которых нет в мире реальных раздражителей, но которые становятся образами, а часть которых позже воплощается в реальность средствами искусства и техники?». Эта цитата доносит до нас интересную мысль о том, что внешний мир «оцифрованный» нами в элементы внутреннего плана, становится конструктором из которого мы вновь формируем внешний мир, привнося в него наши образы и подобия.



Интериоризация является результатом нейросигнального взаимодействия – информационного влияния одной особи на другую, создающее у последней определенные реакции. Она может быть пассивной, когда одна особь копирует поведение другой, а так же активной, когда такое взаимодействие направлено на обучение или побуждение другой особи к определённому действию. После того, как внешние способы такого взаимодействия переходят на внутренний план сознания, они в свою очередь становятся способом управления собой и взаимодействия с другими. Основой второй сигнальной системы являются общественные отношения.

На этом этапе, эстафетную палочку должен взять наш соотечественник Б. Поршнев. Он был академиком, работал в области палеопсихологии и многие считают его незаслуженно забытым гением (абсолютно согласен с этим). Поршнев интересовался культурно-историческим развитием человека, но через призму истории, нейрофизиологии и психологии.
Главная идея, которая развивается им, состоит в том, что сутью человеческих взаимоотношений является взаимная манипуляция, как способ перевести человека контактирующего со средой к роли - человек, контактирующий с человеком. Он обратил внимание на то, что развитие высших психических функций не может вытекать из первой сигнальной системы, которая основана на безусловных рефлексах.
Более того, вторая сигнальная система противоречит функционированию особи на основании первой, т.к. по сути, заставляет её переходить от действий направленных на удовлетворение своих собственных потребностей, к действиям направленным на удовлетворение чужих.

По Поршневу основными механизмами формирующими вторую сигнальную систему, а следовательно - высшие психические функции индивида, являются интердикция и суггестия.

Интердикция это нейросигнальное взаимодействие особей, включающее в себя и стимул и реакцию. Самый простой пример интердикции состоит в подражании, когда одна особь осуществляет определённые действия, которые являются стимулом для другой. Что вызывает интердикцию? Некое внешнее влияние, вызывающее возбуждение и реакцию, направленную на удовлетворение потребности.
Суггестия является финальной частью интердикции. Это внушающее влияние одной особи, формирующее поведение другой. Можно сказать, что интердикция это возбуждение, которое с помощью суггестии оказывает тормозящее влияние на другую особь.
Поршнев приводит следующий пример: вожак стада замечает опасность во внешней среде и спасается бегством, эти его действия являются нейросигнальным взаимодействием со стадом, каждое животное в нем, удовлетворяет свои жизненно важные потребности – кто-то ест, кто-то чешется и т.д. Однако когда реакция вожака воздействует на других особей, их «первосигнальные» потребности отходят на второй план.
В данном случае, особи между собой действуют так, как действуют нервные центры по принципу доминанты – ведущий, доминантный центр утормаживает все другие центры, которые могут оказать противоположное действие или помешать «базовому». Воздействие одной особи на другую, становится для последней важнее, чем удовлетворение собственных нужд.
По словам Поршнева, интердикция составляет высшую форму торможения в деятельности центральной нервной системы позвоночных. Он считает, что в ЦНС человека существует особый «суггестивный» центр, оказывающий регулирующее воздействие на поведение и восприятие индивида, причем, по-видимому, этот центр существует как на уровне восприятия внешних стимулов – суггестии, так и внутренних – управления собой с помощью внутренней речи.
Только один человек может заставить другого человека делать то, что противоречит его индивидуальным потребностям и только сам человек, может заставить себя делать то, что противоречит безусловным потребностям его организма.

Суггестия создаёт феномен, при котором люди управляют друг-другом не как отдельными организмами, которыми движут инстинкты, а как социальными существами. Этому способу воздействия на поведение, противостоит контрсуггестия - неповиновение, а ей, в свою очередь, контрконтрсуггестия. Таким образом, взаимодействие особой строится по принципу взаимных манипуляций и доминирования одной особи над другой. Ведь отказ повиноваться это тоже направленное внушение, раскручивающее дальнейшие коммуникативные манёвры.
Само собой, все три ранее указанных механизма - интериоризация, интердикция и суггестия, должны дать нам понимание того, каким образом психика человека, сформированная по определённой структуре, создаёт те шаблоны взаимодействия, которыми мы пользуемся. Этот алгоритм описан у замечательного отечественного психолога М. Папуша.

Вторя Берну и развивая теорию Поршнева, он пишет о том, что существует два фундаментальных вида суггестий, при которых индивид проигрывает роли – Родителя и Ребёнка.
Первый вид это управление поведением, домнирование. Второй – просьба о помощи. Интересный нюанс состоит в том, что стандартная реакция родителя бегущего к ребёнку, когда он слышит его плач, является интердикцией, но не является суггестией, потому, что не содержит коммуникативного манёвра. Суггестия появляется тогда, когда ребёнок обнаруживает, что его плач вызывает соответствующую реакцию у родителя, начинает управлять поведением последнего.

Эти два типа суггестий, создают два вида коммуникативных ролей. Роль Адресанта - лица осуществляющего суггестию и роль Адресата – того, к кому она направлена.

С юмором, но очень точно Папуш описывает подуровни, которые основываются на этой системе: «Ребенок, запрашивающий помощь, в качестве Адресанта суггестии может быть назван Помогантом, а Родитель, к которому обращен запрос — Помогателем. Родителя, отдающего «ценные указания», можно назвать Руководителем; Ребенок, который эти указания выполняет (как известно, возможны и другие варианты) — Послушат.
К этим двум фундаментальным типам суггестии можно добавить перестановку ролей в тех же отношениях. Ребенок, запрашивающий указаний — «Указант»; полная формулировка запроса Указанта может звучать так: «Давай я буду Ребенком, а ты — Родителем, ты мне скажешь, как мне вести себя в гостях у тети Маши, а если что-то будет не так, отвечать — тебе». Все это может быть «упаковано» в произнесенную с соответствующей интонацией фразку: «Ма-ам, а у тети Маши конфетку можно взять?»»

Важной особенностью феномена суггестии состоит в том, что Адресант перед ней безоружен. То есть, если условия и особенности восприятия позволяют ему воспринять суггестивный сигнал, то он уже не может не отреагировать на него. Всё что происходит дальше это реакции Адресанта связанные с суггестией – согласие, либо контрсуггестия.

На этом этапе повествования мне хочется перепрыгнуть к понятию, введенному Платоном. Он говорил о холоне – целостной системе, являющейся частью ещё большей целостной системы. Платон имел в виду весь живой мир, но в семантике этого поста холоном является любой человек и все социальные группы, которые он создает, взаимодействуя с другими людьми.
Очевидно, что к холону применим противоречивый феномен гештальт образования, при котором гештальт (фигура, целостность) складывается из отдельных частей, что обусловлено сходством их функциональных структур, при этом получившийся гештальт не может быть выражен как сумма свойств и функций этих частей. Это уже нечто новое, хоть и включающее в себя части.
Искушённому читателю будет понятно, что мы топчемся около понятия Абсолюта и его дифференциации – всё является частью единой деятельной целостности, которая проявляет себя в многообразии присущих ему (ей?) частей.
Холон несёт именно эти качества, он «предшествует» частям и определяет их свойства, а не наоборот. Как, например, организм в целостности определяет функции органа, супружеская пара определяет функции её участника, а общество – гражданина. Всё живое представляет собой холархию – систему вложенных друг в друга холонов, формирующих мир по особой иерархии.
Чем более явно индивидуальные действия «нижестоящего» холона противоречат целям «вышестоящего», чем меньше они согласованы с ним, тем значительнее «повреждение» и напряжение, которое испытывает система в целом. Вообще в холоне как системе очень много «подводных камней» образованных различными формами проекции, которой подвержены люди.

Итак, родительский холон, формирует индивидуальный холон, который во взаимодействии с другими индивидуальными холонами, создаёт семейный, дружеский, общественный, государственный и другие.
Я перескочил на эту «холонную иерархию», чтобы читатель не утерял следующую мысль: и психика индивида, формирующая его как холон и все последующие холоны, в которых он принимает участие, сформированы по принципу обладания энергией и связанным с этим доминированием и подчинением, основанными на механизме суггестии.

Доминантная особь - Помогатель, получает возможность определять направление, в котором действует холон и вместе с этим часть энергии Помоганта. Одновременно теряя, т.к. Помогатель вынужден взять больше ответственности.
Помогант, снимает с себя ответственность и косвенно – экономит энергию, жертвуя возможностями, связанными с определением цели движения.
Сходство индивидуального и семейного/парного холонов, состоит в том, что свойства индивидуального являются результатами взаимодействия активного и тормозящиго аспектов психики человека – внутренних Родителя и Ребёнка, что даёт целенаправленное движение. Эти же качества проявляют два индивида в супружеском/парном холоне. Именно на основании интериоризованных образов и коммуникативных манёвров, привнесённых из родительского холона каждого из партнёров, они взаимодействуют на уровне супружеского холона.
Отступив немного назад, хочу отметить, что супружеский холон создаётся на основании интердикции, а функционирует на уровне суггестии.
Ща поясню: когда супруги выбирают друг-друга, они делают это безошибочно на основании интердикции – нейросигнального взаимодействия. Их мимика, жесты, интонации, позы на первом этапе знакомства позволяют безошибочно выбрать «своего партнёра», то есть того, чья психика была интериоризована подходящей семейной ситуацией. Далее, когда выбрав друг друга, они начинают взаимодействовать на уровне коммуникативных манёвров, появляется суггестия и системность. Возникает супружеский холон.
По факту, «правильное» функционирование супружеского холона происходит довольно редко, т.к. в подавляющем большинстве случаев супруги проигрывают, или правильнее было бы сказать: меняются ролями Помогатель – Помогант. Превращаются в Родителя и Ребёнка. В супружеском или родительском холоне, эти роли могут находиться в постоянной динамике.
Приведу один из множества реальных примеров: Родительский холон состоит из отца, матери и дочери. Отец проигрывает роль Помогателя, а мать и дочь – Помоганты. Отец внезапно умирает. Мать, временно занимая доминирующую позицию Помогателя, заявляет: дочка, теперь на тебя вся надежда! Ты единственный кормилец в семье!
Движимая различными чувствами (не будет здесь их перечислять) дочь, бросает консерваторию и идёт работать менеджером в «Лукойл». Ах нет, на первое время курьером) Она начинает обеспечивать мать, которая никогда не работала. Произошла интересная рокировка, при которой мать формально являющаяся Помогателем – доминирующей особью, тем не менее, является Помогантом.
Если воспользоваться терминологией Папуша, то имеют место две роли Мать – Помогант/Указант и Дочь – Помогатель/Послушат. Как вы видите, алогритм имеет очень интересные особенности.
Плохие новости для Матери начинаются в тот момент, когда Дочь испытывающая симптомы подавленного состояния приходит к Диме Печкину на приём) Вскоре, плохие новости начинаются и для дочери, потому, что в тот момент когда она принимает решение отказаться от роли Помогатель/Послушат, мать смертельно заболевает...

Что то, я ушел в любимые мной повреждённые семейные системы, а ведь этот пост про психику. Надо побрызгать на себя холодной водой! Ведь, во-первых, это не тема для сегодняшнего поста, а во-вторых, её я уже пытался раскрыть в постах о механике отношений. Читать далее...

Внимание!Запись на консультации - правила и условия.

Я на facebook         Я во вконтактике
Спасибо за посты.
Читая тебя ещё одна "собака Павлова" (я себя имею ввиду) увидела исходную коммуникативную ситуацию или цепочку и...
Избавилась от ненужного рефлекса.
вот прям так раз - и избавилась? От рефлекса? круть неземная!
Я думаю - либо это был не рефлекс, либо , когда он в следующий раз с тобой случится - вспомни мою аватарку )))) если бы все было так легко - почитал и избавился!
)))) конечно не легко - я долго и упорно копала в этом направлении - но видимо немного не там.
А тут бац - одно нажатие на лопату в нужном месте и...
(Хотя помимо этих постов был ещё и Папуш)
Но аватарку обязательно буду вспоминать, спасибо... хотя мне больше нравиться фотка в сине-зеленом платье.


Edited at 2014-07-23 07:20 (UTC)
Интериоризация, интердикция, суггестия, холон - нет, он издевается, думала я. Но когда дошла до Помоганта, Указанта и Послушата - поняла, что латынь мне ближе ))
Красивый образ взаимодействия частей сложился. Но пока на непроговариваемом уровне.
Везука тебе, Дима, смотреть снаружи на механизмы.
Не знай чо даже сказать... мое подсознание сегодня ночью отправило два Тополя в Европу... прям из Москвы, посреди ночи и по очереди поднялись два титана в воздух и унеслись, комкая гулом воздух и сотрясая советские ветки деревьев. Я гляжу вслед их жерлам, понимаю, что теперь конец всем им и всем нам... в одно движение точно нахожу в кармане трубку и говорю: "Мать, сложи вещи, я вас щас заберу". Имеется в виду в деревню... и ищо я так офигенно во сне знаю что делать при любом раскладе. Офигиваю с себя.
И да, моя мама получила проблем с дочерью после посещения Димы Печкина. Ты распотрошил наш холон и я теперь какая-то "жоская, дерзкая и невыносимая дочь"... причем режим "адская дочь" включается, если мама включает того самого родителя из моего детства. Родительский нажим и авторитет теперь как красная тряпка - выпускаю пар через ноздри как бык.

Текст все-таки сложен, Дим. Штоль в начало или в подвал поста можно дать чотко и по-пацански основные определения, мол, будем пользоваться собакой сверху, холоном, помогантом и т.д., которые вот так соотносятся между собой.
ога! вот еще такую схему - что с чем соотносится, куда втекает, откуда вытекает)))
Но я думаю - каждый из нас в работе пользуется совершенно невыносимыми терминами, которые постороннему сносят мозг! а для нас они - простые понятия, как каша, мама-мыла раму... С коллегами мы говорим именно на таком языке, потому что так удобнее, точнее. И если Дима пытается говорить с нами, как с коллегами - я предлагаю тянуться! это все ж таки рост. Кроме того мне нравится разница между "пацанскими" и "заумными" Димиными статьями - диапазон, елки!)))
слушай, тебе Боинга мало? какие Тополя? не ешь тяжелого на ночь! ))
да, пусть садится и иллюстративный материал нам рисует:)))

Боинг - это уже перебор, меня не устраивают ни новости, ни предположительные причины, ни интерпретации, ни мнения экспертов - я вижу только игры в людские жертвы и это меня бесит... не могу объяснить, хочется взять стерку и стереть или белой краской замазать, рты всем позаклеить да лопаты раздать - пусть картошку сажают - зима скоро.
Маш, я восхищён твой обороноспособностью во всех смыслах, когда изящное создание оперирует названиями типа "Тополь" понимаешь, что Россия велика прежде всего людьми и уж потом - территорией...
данный пост создан как попытка издевательства над типичным читателем блогоконтента и даже над некоторыми научными умами... он поверяет читателя на верность этому блогу)
Аххааа.
Это всё хуйня, Дорогуша!

Я после Печкина лишился мамули, бабули, партнёра по бизнесу, старого ноутбука, всех друзей, правой руки (Временно), общения с бывшей женой, с детьми, а теперь он вынуждает меня продать машину.
Ну нахер. Пойду комментить пост про "замуж".
Тут я не понимаю ничего, кроме того факта, что курьер из лукойла получает больше всей консерватории :))