неожиданность

Ретрофлексия



В позавчерашнем посте, было много недопонимания по поводу значения термина ретрофлексия. Теперь мне придётся всё разжевать, потому, что значения этого термина указанные в других источниках либо ещё более сложны, чем в моём посте, либо написаны людьми явно не разбирающимися в предмете. Итак, разжёвываем для неиспорченного психологией читателя.

Что значит само слово ретрофлексия? Это рефлексия по-старому. То есть когда индивид реагирует на новый раздражитель так, как реагировал на него когда-то в прошлом. Само собой, что этот раздражитель может быть каким-то другим, не несущим старого значения, тем не менее, реакция остаётся старой.

Далее… Что мы знаем о ретрофлексии ещё? То, что это форма или свойство проекции. Что такое проекция? Проекция это когда индивид наделяет внешний предмет значением или смыслом, который является внутренним представлением индивида об этом предмете. Но возможно, не является реальным свойством последнего.



Это перенаправление. Функция которая изначально была направлена от индивида ко внешнему миру, меняет своё направление и обращается на него самого. Как, например подавленный агрессивный импульс, предназначенный некоему человеку, направляется на того, кто подавил свою агрессию.

Ретрофлексия возникает как интерес или желание. Все знают, что нервной системе человека свойственны два качества – возбуждение и торможение. Любой интерес, который индивид испытывает по отношению к чему-либо аффективен, то есть вызывает возбуждение. Нас нечто заинтересовывает или мы испытываем желание, вместе с ним возникает возбуждение, это одновременно и энергия и потенциал к действию, мы реагируем на это возбуждение, достигаем результата и приходим в равновесие. Ретрофлексия это недоведенная до конца триада – интерес/возбуждение - действие - успокоение/равновесие.

Она возникает тогда, когда в момент возникновения интереса/возбуждения или действия во внешней среде возникает торможение. Пример: ребёнок испытывает интерес к шоколадке и тянется к ней. Родитель, видя это, запрещает ему шоколадку. Ребёнок вынужден подавить интерес/возбуждение и затормозить импульс. Тем не мене, они остаются в подавленном состоянии до того момента, пока не будут как-то завершены. Родитель может разрешить съесть шоколадку после обеда, либо вовсе запретить её есть в грубой форме, тогда ребёнок достигнет равновесия с помощью слёз или гневных криков.
В следующий раз, он найдёт другой способ удовлетворения этого интереса, т.к. запрет родителя станет внутренним. Из примера понятно, что ретрофлексия это способ нахождения другого способа взаимодействия с внешней средой. Лучше всего срабатывает ретрофлексия травматического характера, когда внешнее тормозящее воздействие ощутимо для индивида. Например, ребёнок обжёгший руку об угли в дальнейшем будет ретрофлексировать при возможности непосредственного контакта с ними.

Негативный аспект ретрофлексии возникает у тех индивидов, которых в детстве или юности подавляли физически или морально. Он возникает как подавленный импульс интереса/возбуждения, когда ребёнок встречается с физическим или моральным давлением.
Например, в момент возникновения интереса/возбуждения некоему ребёнку родители говорили, что это делать нельзя (не объясняя почему), а кроме того, что он глупый, ни на что не способный и вообще дебил. В тот момент, когда он чувствовал несправедливость и хотел её оспорить, добавляли, чтобы он заткнулся.
Таким образом, оба импульса возникающие у ребёнка, будут подавлены. Если он не найдёт возможности их каким-то образом завершить, то тогда интерес/возбуждение останутся непогашенными, но уже будут сдерживаться самим ребёнком. На физиологическом уровне это осуществляется с помощью мышечного корсета, отсюда возникает большинство психосоматических заболеваний, спазмов и скованности в груди и плечах, головных болей, комков в горле и т.д. Кстати, головные боли часто возникают у тех, кому запрещали в детстве плакать.

Почему проекция обратная? Продолжим вышеприведённый пример с ребёнком. Ситуация с подавлением импульса станет внутренней – сам ребёнок, после внешнего травматического подавления, стал подавлять импульс.
Из физиологии мы знаем, о принципе доминанты, она состоит в том, что если в организме есть незавершённый импульс/возбуждение, то все прочие импульсы, возникающие позже, будут, лишь усиливать первоначальный, как бы устремляя организм к равновесию.
Таким образом, получается зацикленность: с одной стороны в организме есть импульс, который не завершён, с другой его сдерживание, с третьей – стремление к тому, чтобы импульс погасить.
Но! Ситуации, в которой можно этот импульс завершить уже нет. Травматическая коммуникация с родителем в прошлом. Что делать? Правильно – ждать. Индивид переключается в режим «stand by» до того момента, когда во внешней среде начнёт происходить нечто, похожее на первоначальную коммуникацию. Более того, он будет сам отыскивать и создавать такую коммуникацию, т.к. у него всегда будет первоначальное стремление придти в равновесие.
И вроде бы всё хорошо, но когда он отыскивает такую ситуацию, он проигрывает её заново целиком, т.е вместе с торможением.

Ретрофлексия это когда взрослый встречаясь с ситуацией повторяющей некогда незавершённую, становится ребёнком, реагируя на нее избеганием, мрачными мыслями и самоуничижением. Он не может справиться с ситуацией т.к. боится повредить другому или быть повреждённым. Пытаясь сделать свои ошибки не происходившими, он направляет агрессию не на то, чтобы изменить среду, а на изначальный импульс, который мог бы привести к её изменению. Можно сказать, что импульс меняет своё направление – индивид разворачивает его обратно. Направляет на себя.

Ретрофлексия является основой паранойи, когда индивид, сдерживающий свою агрессию, а затем обращающий её на себя, проецирует это на внешнюю среду – за ним следят или желают ему зла.

Страх это ретрофлексия. Неуверенность в себе тоже. Все случаи, в которых мы не имеем возможности контактировать со средой, достигая желаемого, это внутренний диалог в котором мы пугаем или обесцениваем себя так, как это когда-то делали с нами.
Те взрослые, которые были травмированы родителями по примеру подавления ребёнка указанному чуть выше, как правило – низко оценивают свои способности, предпочитают угнетать и пугать себя, а в ситуациях связанных с конфликтами – подавлять свои реакции.

Бессонница это тоже ретрофлексия. В этом случае индивид имеющий возбуждение, не дающее ему заснуть, пытается затормозить это возбуждение. Тогда получается ситуация при которой он действительно не может заснуть. Первоначальный импульс, который мог бы быть доведён до завершения, искусственно принуждается к погашению и влечёт внутреннее противоречие, при котором агрессивное сдерживание направляется на естественный по своей природе импульс, могущий дать разрядку.

Жертва ретрофлексии склонна к проекции внутреннего конфликта на ситуации, которые совсем не являются конфликтными. О ней можно сказать: сама себя обидела. Например, если вы встретились с человеком, который склонен обижаться на очевидную ерунду или когда вы немного повысили на него голос, реагировать так, как будто вы оскорбили его до глубины души, знайте – перед вами ретрофлектор.
Так как ретрофлексии свойственно непогашенное возбуждение, он постоянно отыскивает ситуации или людей, которые смогут дать ему разрядку. Однако, он не может быть эффективен в мелких или средних бытовых ситуациях, он сдерживает импульс, угнетая себя до той поры, пока возбуждение не становится нестерпимым. В этот момент следует взрыв!
Ретрофлектору свойственно скандалить. Он неадекватен т.к. когда ему нужно защищать себя или выражать своё мнение, он подавляет эти импульсы, а когда его ярость так велика, что её уже невозможно сдерживать, он взрывается и не может ей управлять.

Справедливости ради надо сказать, что ретрофлексия свойственна всем людям. То есть тех, кто не ретрофлексирует вовсе, встретить практически невозможно. Во всяком случае, ваш покорный слуга, таких людей не встречал. Чтобы у человека не было ретрофлексии ему надо жить в пробирке или как минимум вовсе не иметь родителей. Для многих это мечта)

Так как ретрофлексия это гештальт терапевтический термин надо объяснить, как с ней работает гештальт терапевт.
Постоянно анализируя вербальную и визуальную информацию, которая поступает от клиента, он отыскивает в ней различные яркие детали, которые могут говорить о незавершённом гештальте - разнице между тем, что клиент хочет и что делает.
Он ищёт в этой информации следы прерывания контакта с внешней средой, либо неадекватного отреагирования.
Как я упоминал выше, ретрофлексия состоит из двух импульсов – возбуждения и торможения, которые создают перенаправление импульса от внешней среды, к самому индивиду.
Гештальт терапевт выделяет эти импульсы и предлагает клиенту, с помощью «психодраматических» техник обыграть эти импульсы, например сильнее затормозить торможение, или наоборот ослабить его. Он может попросить клиента искусственно усилить ослабленный импульс. Короче говоря, в условиях психотерапевтической сессии он помогает клиенту отрепетировать и осознать способ его контактирования с внешней средой. Этими действиями он вызывает у последнего не только более очевидное понимания происходящего, но и осознания (инсайты), которые меняют психику и позволяют клиенту трансформировать своё поведение, чтобы создать контакт со средой.

Вот.

Больше не говорите мне, что вы не поняли что такое ретрофлексия. Зло берёт.

Внимание!Запись на консультации - правила и условия.

Внимание!Подписаться на уведомления о выходе новых постов.



Я в instagram        Я на facebook         Я во вконтактике
Прочла за завтраком, кстати, все понятно теперь. Возникают только ужасные мысли о собственных детях.Как сделать так, чтобы запрет не приводил к подавлению? Объяснять его суть и разрешать реагировать любым способом?
тогда они, вполне возможно, станут несфокусированными и слабыми)
как я уже писал лучшее воспитание детей это воспитание себя... поэтому с детьми лучше, когда не запрещаешь и не подавляешь себя...
на самом деле с детьми надо быть последовательным (стараться) и не вымещать на них злобу, этого достаточно
Это у тебя в голове все ровненько уложено, а мы дикие, необразованные, нам бы все разжевать и с примерами.
Несмотря на то, что вроде вопросы по предыдущей статье у меня не возникли, эта статья мне очень понравилась; уже подозреваю, что стала мудрее.

Edited at 2014-03-27 05:53 (UTC)
Подробно, Дим, шик!
Кстати, я всегда относился к опыту, как к безоговорочному союзнику. Но очевидно, что он и врагом может быть же. Но что делать — ясно: разобрать выделяющуюся ситуацию, понять какую часть опыта применил к ней и подумать еще раз, правильно ли сделал. Не работающее действие надо заменить другим, ясно дело.

А вообще, мы не обязаны оправдывать твои ожидания о недовольствах нами: разочарован он :) Гештальт и транзакционный анализ, нон пинис канина ест ))))
"Жертва ретрофлексии склонна к проекции внутреннего конфликта на ситуации, которые совсем не являются конфликтными. О ней можно сказать: сама себя обидела. Например, если вы встретились с человеком, который склонен обижаться на очевидную ерунду или когда вы немного повысили на него голос, реагировать так, как будто вы оскорбили его до глубины души, знайте – перед вами ретрофлектор"

Или манипулятор. Некоторые очень хорошо надевают маски "обиженных".
Ну и традиционная цитата:
"Невротические формы слияния по своей сути инфантильны, т.к. заставляют индивида оставаться на уровне представленного – объект обязан проявлять желаемые для него свойства, а если нет, то следует попытаться манипулировать им дистанционно – показать свою обиду, либо же разразиться гневным криком или плачем."