неожиданность

Здоровый образ жизни ч. 2



Нет более эффективного средства изменить поведение, чем изменить поведение. Если мы примем осознанность как главный компонент здорового образа жизни, нам просто необходимо отслеживать привычное, и… делать по-новому.
По моему опыту отношение большинства людей к качеству их жизни, можно выразить следующим изречением: когда у меня будут силы, желание, возможности, я обязательно это сделаю, а пока...
И именно по этой причине все остается как есть. Необходимо менять то немногое, что можно изменить уже сегодня и тогда завтра, благодаря этим изменениям, мы получим более удовлетворяющее состояние, из которого сможем сделать новый шаг.
Правда в том, что сил достаточных для изменения жизни у вас не будет никогда. И чем старше вы становитесь, тем меньше у вас потенциала, потому что фактически после 40 лет, человеку необходимо каждодневно собирать свою энергию для того, чтобы плодотворно действовать.




Психологическую работу можно разделить на два пласта – сознания и поведения. Работая на первом уровне, мы исследуем наполнение сознания информацией, а так же различными структурами внешней социальной деятельности. Первый уровень является уровнем стимула. Аллегорически можно сказать, что на первом уровне представлено то, что «проглочено», стало внутренним и создает поведенческую программу в настоящем.

Поведенческий уровень это уровень реакций. Находясь на нем, мы исследуем то, как содержимое сознания создаёт реакции, проявляющиеся в определённых действиях (я люблю называть это деланием) и создаёт различные причинно-следственные связи.

Эти два уровня являются сообщающимися сосудами – оказывают друг на друга взаимное влияние. Я хочу связать эти уровни, отметив, что они являются областью обитания динамических стереотипов – программ являющихся целостностями, состоящими из стимулов и реакций, основанных на импульсных или тормозных условных раздражителях. Стимул поступает из внешней среды, влияя на сознание. Последнее воспринимает стимул и делает его своей частью, а затем, само становится стимулом, направленным на внешнюю среду, в свою очередь, начиная реагировать на внешние стимулы, поступающие из внешней среды.
Можно назвать это самопрограммирующейся программой или передачей энергии. Оба названия в данном случае будут синонимами. Вся механика этого процесса зиждется на различных формах проекции, о которых я то и дело пишу в своём журнале. Но сейчас речь не об этих частностях, а о здоровом образе жизни.

Абзац выше я привёл для того, чтобы обратить внимание на вполне очевидную вещь – работать с психикой возможно на двух уровнях, причём работа с деланием (поведением) хоть и является более сложной, зато даёт возможность идти более коротким путём. Поясню: можно работать с психикой подразумевая, что осознавания произведут изменения в нашем делании – нечто будет осознано, а затем прожёвано и усвоено, либо выблевано.
Но так как работа с сознанием это работа с ничем, в действительности эффективнее всего менять поведение, наблюдая за тем как срабатывают негативные или привычные поведенческие программы и меняя их на позитивные.
Правда, такой вид работы порождает больший уровень тревожности и так сказать, требует от личности «быть более здоровой» и, разумеется, при выраженной форме невроза он практически невозможен, потому, что для такой работы надо быть «хозяином себя».

Первая работа может оказаться более трудной и длительной, т.к. основана на осознавании, а значит личном восприятии. Кроме того, большинство людей обманывают себя считая, что они ведут работу с сознанием, на самом деле то чем они занимаются, называется интеллектуализацией – попукиванием мозгом. Поэтому можно сказать, что работа с сознанием в принципе неотделима от работы с поведением - устойчивое изменение поведенческих программ объективный показатель изменений психических. Работа, направленная на изменение привычного поведения фигурально более проста, однако требует большей силы и упорства от человека. Можно так же сказать: большей энергии. Это именно тот случай, когда мы говорим, что «сея поступок, мы пожинаем характер».

К примеру, тренинговая работа это чаще всего работа на втором уровне – человеку предлагается сделать нечто, что посредством вовлечённости в новое делание меняет его психическое состояние.
Изречение Тимоти Лири адресованное психоделикам: "сознание единожды расширенное уже не становится прежним", вполне применимо к эффекту от ломки динамического стереотипа. Действительно, когда мы расширяем область нашего делания, мы не только изменяем способ и качество контакта с внешней средой, но и получаем новую информацию, которая уже по факту её восприятия меняет наше психическое состояние и заставляет смотреть на мир «шире».

Динамический стереотип как комплекс условно-рефлектроных реакций определяющийся содержимым сознания, прежде всего, является отражением проективных свойств психики, главная цель которых - облегчение жизнедеятельности и экономия энергии.
Ломка этих стереотипов всегда вызывает возбуждение и нервное напряжение. Это довольно естественно, ведь для создания нового требуется энергия и необходимость соприкоснуться с чем-то ранее неизвестным и возможно опасным.
Когда выше я писал о том, что при выраженном неврозе человеку довольно сложно (а порой и вовсе невозможно) менять привычные действия на новые, я подразумевал, что невротическая личность, прежде всего, склонна к самоподавлению, а значит, объясняет любой будущий контакт с неизвестным в негативном ключе. Возможно, я раскрою это чуть больше, когда напишу о природе страха.

Можно сказать, что комплекс динамических стереотипов и является основой всей жизни человека - тканью его делания. Будучи единожды сломанным, динамический стереотип влияет на сознание и, соответственно полностью или частично разрушает ранее проигранную схему.

В первой части этого поста я обращал внимание на главный компонент здорового образа жизни - ахимсу или ненасилие. А так же двух основных тенденциях, которые создают насилие - цепляние и отвержение.
Сегодня же я хочу пойти чуть дальше и постулировать образ человека практикующего ахимсу и его отношение к себе. Потому что ненасилие это сперва практика в отношении себя и уже после - в отношении других. Причём второй аспект срабатывает сам собой, если развит первый. Именно поэтому заповеди и шаблоны, заставляющие придерживаться определённого поведения не работают – они ставят рамки, однако не меняют ничего в сути человека.

И раз уж речь зашла о психике, делании и динамическом стереотипе, то ниже я хочу дать образец "правильного динамического стереотипа", который стоит взять на вооружение всем кто хочет быть здоров и уберечь себя от неврозов. Фактически любому человеку необходимо создать для себя правильные рамки, которые создадут и будут поддерживать у него определённое состояние психики.

Итак (тут нужна барабанная дробь), это образ активного ребенка и внимательного родителя, совмещенный в личности одного человека и проецируемый им на себя и окружающих. То есть построение отношений с самим собой и окружающими по этой модели.

Давайте просто посмотрим, как относится внимательный родитель к своему чаду:

Прежде всего, у ребенка есть установленный режим дня. Он не перегружен делами - родитель наблюдает за тем, чтобы ребенок не переутомлялся. Однако же он не слишком расслаблен, перед ним поставлены задачи, выполнение которых отслеживается.
Он сбалансировано питается, в ткани его дня большое время занимают игры - вид деятельности, который гарантированно увлекает.
В целом дети более агрессивны, чем взрослые, но их агрессия здоровей т.к. они втиснуты в меньшие социальные рамки, поэтому здоровым отношением является позволение себе большего и сомнения в установленных ограничениях, как залог спонтанности.
Ребенку прощают ошибки, но не относятся попустительски. Родитель осуществляет тормозящую роль по отношению к направленности детских желаний, регулируя избыточность. Такое взаимодействие позволяет ребёнку так контактировать с внешней средой, чтобы он был защищён и сбалансирован. Читать далее...

Я на facebook         Я во вконтактике
Дим, а для тех, кто любит тебя и последовательность, можно для "серийных постов" выносить ссылки на первые части в начале? Ты дал ссылку в тексте, но мне важно было "обновить" тему до того, как я стала читать продолжение.

Интересно пишешь, спасибо.
Послезавтра. А до этого можно это все тереть - клас!
Думается мне, что после 40 человека просто, наконец, осеняет, что чтобы плодотворно дейсвовать - энергию надо собирать. То бишь - концентрироваться, а не нестись по воле волн.
И тут противоречие, которого я не понимаю. Как "концентрироваться и действовать", заниматься "деланием", ломать стереотипы, включать энергию и осознаность - как это все сочетается с твоим "случается","недеянием" и прочим расслабленным дзеном? Тут, видимо, какой-то баланс, который я держать не умею - валюсь в крайности
Сюда же, к непонятным противоречиям. Разве режим, так необходимый для нормального функционирования, не является тем самым "динамическим стереотипом, комплексом условно-рефлектроных реакций определяющийся ( и определяющий, если я правильно поняла) содержимое сознания ?
Ань, может быть к 40 годам ощущение автопилота становится особенно невыносимым?... и тогда везде хочется включить индивидуальное видение дела, а ответственности уже выше крыши и так просто все не бросишь... вот тогда-то и научаешься выискивать эти крупицы энергии еще на что-то сугубо личное и формируется лично-ориентированный взгляд на все и участие во всем?

Если чо, мне уже 99, и я имею законное право попукивать мозгом.
Печкин, спасибо большое!
Последний абзац - это то самое! Я тоже примерно к этому пришла. Ты, конечно, более подробно и красиво все описал. Мои мысли на этот счет ограничились "родительским контролем и заботой". Как же я рада получить подтверждение своим мыслям! :))
Дима, спасибо :) вот да, ломает менять поведение - это сложно и страшно как-то. Зато легко и нравится размышлять, рассуждать и пытаться осознать.. Но даже если осознается, то как-то забывается сразу это у меня, эффекта нет - это я уже точно знаю, проверяла. Надо, значит, всегда действовать. Только страшно..
Дима, это очень интересно. Я раньше почему-то думала, что работа возможна только в одном направлении: от сознания к поведенческим программам. С нетерпением жду продолжения.
Т.е. режим дня - положительный динамический стереотип (или как правильно, я запуталась), который позволяет накапливать энергию и не расходовать ее попусту, т.е. так сказать, структурировать происходящее внеся наибольшую из возможных осознанностей в жизнь?
Иногда мне кажется, что я безнадежна, ибо соблюдение режима для меня это что-то из разряда фантастики.):
мне кажется, что режим дня здесь -- это, скорее, не практическая рекомендация, а лишь для иллюстрации отношений ребенка и родителя, их ролей. а как раз образы ребенка и родителя внутри личности -- это д.с. и его можно применять для построения здоровых отношений с собой(например, правильно планировать рабочий день, узнавать новое, получать удовольствие и пр.) и с окружающим миром.
Ух, как мудрёно. И интересно, спасибо. Здорово, что с конкретными и понятными примерами ) Жду продолжения и еще про страхи, ты пару раз упоминал, каждый раз во мне откликается
Спасибо, интересный пост.
Кстати, о режиме дня: как его выправить (и поддерживать)? Он у меня почти спонтанно сползает каждый день на один-два часа вперед. Я вот в 21 проснулся сегодня. И это действительно мешает моим планам.

Мне, кстати, динамический стереотип напомнил Тоннель реальности по Лири.