блюющий клоун

Толстой - духовный террорист или просветлённый?



«Лев Толстой очень любил играть на балалайке. Но не умел.»
Даниил Хармс


«Одни – либералы и эстеты - считают меня сумасшедшим или слабоумным вроде Гоголя; другие – революционеры и радикалы - считают меня мистиком, болтуном; правительственные люди считают меня зловредным революционером; православные считают меня дьяволом».

Так говорил о себе Лев Толстой, один из величайших писателей мира, просветитель, публицист, философ, основатель нового религиозно-нравственного течения, член-корреспондент Императорской Академии наук, почётный академик по разряду изящной словесности, орденоносный защитник Севастополя, крупнейший педагог-новатор, мыслитель-гуманист…

Всю свою яркую, деятельную, вдумчивую жизнь Толстой искал ответы на вечные вопросы бытия: о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души. Общественный резонанс по поводу философских и религиозных воззрений графа «Т» длиться аж с позапрошлого века. Мало кого из великих и признанных так рьяно и воинственно обсуждают на протяжении 100 лет после смерти. Разве что святых. Уж точно не писателей, не музыкантов и не политиков.




Самоанализ и стремление к самосовершенствованию были присущи Толстому с юных лет. Переехав из деревни в Москву, а затем в Петербург, он в своих молодых исканиях часто менял образ жизни, чередуя религиозные аскезы с кутежами и карточными играми. Влияние столиц на ум и душу нам знакомы. Молодой Лев то посвящал все время учебе и занятиям музыкой, то принимал решение стать чиновником, то мечтал податься в юнкеры конной гвардии.

Пять лет жизни он таки посвятил военной карьере, участвуя в боевых действиях на Кавказе, а затем в Крымской кампании. Кавалер ордена Святой Анны, награжденный медалями «За защиту Севастополя» Лев Толстой страстно выступал против насилия и самого большого зла — войн. Он осуждал государственный терроризм на Кавказе, войну в Чечне.

Еще в девятнадцатилетнем возрасте Толстой познакомился в казанском госпитале с буддийским ламой и от него впервые узнал о сущности закона ахимсы (ненасилия). Так «непротивление злу насилием» вместе с «опрощением» стал одним из основных принципов учения Толстого и идеологии движения его последователей.

Душа Толстого постоянно искала веры. В поисках ответа на измучившие его вопросы и сомнения, связанные с догматическим богословием Толстой взялся за исследование теоретических и практических церковных учений. Посещал Оптину Пустынь, вел беседы со священниками и старцами, читал богословские трактаты. При этом строго следовал всем предписаниям Церкви, соблюдая все посты и все церковные службы. Чтобы в подлиннике познать первоисточники христианского учения изучал древнегреческий и древнееврейский языки, и даже прочитал Талмуд на языке оригинала.

Говоря о гениальной личности Толстого, стоит ли упоминать, что он блестяще владел французским, хорошо говорил по-немецки, прилично по-английски, неплохо играл на пианино. И физически был крепок, закален, до 82 лет занимался верховой ездой, катался на коньках, до старости любил танцевать. Человеку, так страстно ищущему Бога, не мог не дать Господь сил ума, духа и плоти.
Направляя свою жизнь к природе и земледельческому быту, граф Толстой идет к «опрощению» - не по-графски отказывается от комфорта богатой жизни, занимается физическим трудом, одевается в простейшую одежду, становится вегетарианцем, отказывается от прав литературной собственности.

«Опрощения» Толстой добивается и в творчестве, шлифуя свои произведения до простоты. Никто из писателей не писал так просто, как он. В итоге: повесть «Детство» имела четыре авторские редакции, отдельные разделы «Войны и мира» — семь, роман «Анна Каренина» — двенадцать, начало «Воскресения» — двадцать. А вступление к книге «Путь жизни» Толстой переписал сто два раза.

В неустанных поисках нравственного идеала Толстой приходит к новому этапу творчества, связанному с отрицанием всех установившихся форм государственной, общественной и религиозной жизни. Многое из религиозно-социальных трудов Толстого не могло быть освещено в России, полные версии издавались лишь в заграничных изданиях. Считая любое принуждение злом, Толстой делал вывод о необходимости упразднения государства. Миную революции, без насилия, путём добровольного отказа каждого члена общества от исполнения любых государственных обязанностей, будь то воинская повинность, уплата налогов и т. п.

В семидесятые годы XIX века Лев Николаевич Толстой проявил большой интерес к Индии и к изучению Ведической философии, которая стала одной из основ его дальнейшего духовного пути. «Я высоко ценю мое общение с индийскими религиозными людьми... С большим интересом и пользой для моей духовной жизни прочел я все встретившиеся мне браминские религиозные книги». Изучая долгие годы основные трактаты мировых религий, и переосмысляя собственное отношение к вере в целом, христианин Лев Толстой в итоге пришел к осознанию единого Бога.

В 1901 году Русский Святейший Синод отлучает его от церкви. Человека, посвятившего жизнь поиску пути к Богу, обвиняли в атеизме, гордыне, кощунстве, в попрании всего святого, в основании «секты толстовцев», в святотатстве над иконами и обрядами, в искушении простых людей, в подрыве «основ» и еще во многом. Распоряжением Синода запрещалось на случай смерти Льва Толстого, отпевать его в церкви и хоронить по православному обряду.

В ответном письме Синоду Толстой пишет:
«То, что я отрекся от Церкви, называющей себя Православной, совершенно справедливо. Но отрекся не потому, что восстал на Господа, а, напротив, только потому, что всеми силами желал служить Ему». «Я начал с того, что полюбил свою православную веру более своего спокойствия; потом полюбил христианство более своей Церкви, теперь же люблю истину более всего на свете. И истина совпадает для меня с христианством, как я его понимаю. И я исповедую это христианство и спокойно и радостно живу и спокойно и радостно приближаюсь к смерти».

Незадолго до смерти Лев Николаевич писал, что он одинаково относится к Евангелию, браманизму, буддизму и конфуцианству. "Учение Христа является для меня только одним из прекрасных религиозных учений, - писал Толстой, - которые мы унаследовали от древних египтян, евреев, индусов, китайцев, греков. Два великие принципа Иисуса: любовь к Богу и любовь к ближнему проповедовались всеми мудрецами мира: Кришной, Буддой, Лао Цзы, Конфуцием, Сократом. Истина нравственная и религиозная всегда и везде одна и та же. Я не чувствую никакого предпочтения к христианству".

Анафема не стала последним процессом. С удивлением обнаружил, что расправа настигла всемирно признанного мыслителя снова, спустя 100 лет после смерти. По словам московского корреспондента лондонской газеты «The Daily Telegraph» Эндрю Осборна, в конце января 2010 года стало известно, что решением суда в Ростовской области от 11 сентября 2009 года писатель Толстой Лев Николаевич, мужчина 1828 г. рождения, русский, женатый, место прописки: Ясная Поляна Щекинского р-на Тульской обл., был признан экстремистом в ходе одного антиэкстремистского процесса в Таганроге.
Вечно живому Льву Толстому инкриминируется экстремистский характер мировоззрения, возбуждавшего религиозную вражду и ненависть по признакам статьи 282 УК РФ, в частности в следующем высказывании: «Я убедился, что учение [русской православной] церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения».

Пы.Сы. Мысленно возвращаясь к упомянутому судебному абсурду, оставляю для себя надежду, на то, что процесс над Толстым в 2009 не что иное, как газетная или сетевая утка. Но не удивлюсь, если это было. И не огорчусь. Ведь кроме толстовского вопроса «в чем моя вера?» есть более актуальные сегодня: «где я?» и «кто здесь?»

Я на facebook         Я во вконтактике
О Толстом в дневниках Хармса
Хотим предложить разделить все произведения искусства на два лагеря:
1) Огненный и 2) Водяной.

Поясняем примерами:
1 ) Если пройти по Эрмитажу, то от галереи, где висят Кранах и Гольбейн и где выставлено золоченое серебро и деревянная церковная резьба, остается ощущение водяное.
2) От зала испанского -- огненное, хотя там есть образцы чисто водяного явления (монахи с лентами изо рта).90
3) Пушкин -- водяной.
4) Гоголь в "Вечерах на хуторе" -- огненный. Потом Гоголь делается все более и более водяным.
5) Гамсун -- явление водяное.
6) Моцарт -- водяной.
7) Бах и огненный, и водяной.

Табличка.

Чисто водяные
Пушкин
Моцарт
Гамсун
Гольбейн
Кранах
Рафаэль
Леонардо да Винчи

Огненно-водяные
Гоголь
Бах
<Леонардо да Винчи>

Ч. огненные
Шиллер
Ван-Дейк
Рембрандт
Веласкез

Русскую литературу.
1. Апокрифы
2. Иоан Дамаскин
3. Ио<а>н Златоуст
4. Былины
5. Слово о полку Игореве
6. Феофана Прокоповича
7. Домострой
8. Тредьяковского
9. Кантемир
10. Ломоносов
11. Державин
12. Карамзина
13. Пушкин
14. Баратынский
15. Гоголь
16. Достоевский
 17. Толстой (избр.)
18. Лесков
19. Некрасова
20. Тютчев
21. Сологуб (избр.)
22. Брюсов (Огнен. Ангел)
23. Белый (избр.)
24. <Блок> Чехов
25. Дав. Бурлюка
26. Хлебникова
27. Ремизов
28. Розанов
29. Прутков
30. Ершов
31. Сенковский
32. Полежаев
Если он Толстой был просветителем и публицистом, есть ли у него не художественные труды, вроде статей, актуальных для тенденций его времени? Есть ссылки, Дим?
кто автор написанного?
если Толстой добился "опрощения" своих текстов, то я, видимо, читала самые первые - усложнённые - версии.

Edited at 2013-07-29 06:24 (UTC)
видимо, Ридзай на твой вопрос ответил бы, что нет никакого "где" отдельно от "я")))) или палкой бы отлупил)) а Лев Николаевич прекрасный человек!
Слышала, что русские люди делятся на тех, кто любит Толстого и на тех, кто Достоевского. Я Достоевского предпочитаю, но Толстой, конечно, человечище.
Просветленный и сильный человек – т.к. приблизился к познанию истины и свободы, но при этом не скатился в пучину гордости и безнравственности, что нелегко, т.к. данный путь лежит близко к тонкой грани отделяющей полярные стороны.
Хотя для прочтения лично я предпочла бы кого-нибудь другого – что поделаешь: тупая блондинка…
Что это ты вдруг Димон о Толстом решил написать? Ты же мне говорил, что ничего из его произведений не читал и не собираешься ибо классику со школы ненавидишь.
Статья вынесла мой моск,но поскольку давно не писала, доложу,что Льва Николаевича зауважала и поняла лишь недавно,когда прошла школьная ненависть. Вообще школа шикарно отбивает желание читать классику.
Они вместе с Федором Михайловичем человечища в полном смысле,но мне кажется,что слишком много загонялись по пустякам. Последнее,что прочитала это Воскресение. Роман очень глубокий,подробный, местами тяжелый. Судя по статье он дятька просветленный и насчет инкриминирования ему нарушения статей УК -полный бред. Походу,скоро нельзя будет иметь собственную точку зрения штоле?
да, про школьную ненависть это точно, школа - чёрная метка для многих произведений, я когда учился в школе выписывал "Иностранную литературу" (думаю едиственный в классе) а по предмету у меня была четвёрка)
У меня твоя статья вызвало разные чувства. С одной стороны его не уважать нельзя. С другой стороны пассажи про мир и про государства - это мутная херня. Видно сразу человек не сильно понимает о чём пишет.

Отсюда с одной стороны гений с другой дурак, который проецирует индивидуальное на общее.