блюющий клоун

Внутричерепные транзакции ч. 2



В первой части этого поста я писал о тройственности всего сущего, которую можно заметить в религиозном и оккультном делении мира. Коснулся двойственности – противоположностей видимых нами в природе и человеческом организме. В завершении, с помощью коммуникативной психологии я попытался обнаружить эти элементы в человеческой психике.



Для того чтобы более ясно понять феномен интериоризации рассмотренный мной в конце предыдущего поста, нам необходимо вернуться немного назад, а именно, к открытиям всем известного мучителя собак академика Павлова.
Исследуя, как раздражители внешней среды дают организму сигналы о том, что имеет для него значение в окружающем мире, Павлов вывел определение сигнальной системы и двух её типов:

Первая сигнальная система имеется и у человека и у животных, она представляет собой сигналы – результат восприятия предметов и явлений, действующих на органы чувств. В результате этих сигналов возникают ощущения, восприятия, представления…

Вторая сигнальная система имеется только у человека, т.к. связана непосредственно со словами. Например, когда вы видите горящий дом, то понимаете, что надо вызвать пожарных, однако, вы так же можете услышать, как кто-то кричит: Пожар! Ваши реакции и в том и в другом случае, могут быть одинаковыми, при этом они вызваны разными сигнальными системами.

Слово, выступает орудием позволяющим запускать сложные механизмы логических взаимосвязей и обобщать безграничные количества информации. Закладывать их в небольшие знаки.
Слово, по выражению Павлова, является сигналом сигналов. Я бы сказал, что оно является совокупностью представлений о внешних раздражителях отражённых в сознании.
Употребляемое в человеческом общении, оно является знаком – классифицирует объективный мир. Значение слова нам даёт социум с помощью тех особей, которые находятся с нами рядом и влияют на нас. Как видно из предыдущего предложения – знаковость слова это соглашение. То есть, чтобы табуретка для нас была табуреткой, а не столом, мы не только должны узнать от других людей, но и согласиться с ними.

Таким образом, вторая сигнальная система это совокупность взаимных контрактов, помещённых в сознание. Основана она на словах - сочетании звуков, которые в результате взаимного соглашения двух и более особей приобрёли смысл и стали частью внутрипсихической среды индивида. Оно всегда результат научения и соглашения.

Исследования Выготского о механизме интериоризации дали прекрасные всходы в работе следующего крутого чувачка Б.Ф. Поршнева. Он был историком и палеопсихологом – занимался проблемами происхождения человека. Основываясь на теории Павлова, он объяснил механизм, при котором первая сигнальная система переходит во вторую. Кроме того, выявил дополнительные детали влияющие на срабатывание этого механизма. Суть в следующем:

Каждый человек, является отдельно взятой особью, реагирующей только на внешние или внутренние раздражители – делающей то, что физиологически необходимо, а значит, проистекает из функционирования первой сигнальной системы.
Однако когда рядом появляется другой человек, со своими субъективными интересами он начинает манипулировать этой первой особью. Этот процесс основан на двух сигнальных факторах: интердикции – запрете совершения действий и суггестии – внушения/побуждения совершать действия.
С помощью этих факторов одна особь выключает спонтанное срабатывание первой сигнальной системы другой особи и входит с ней в коммуникацию. При этом последняя может противопоставить суггестии несогласие/отказ – контр-суггестию.
Человеческая коммуникация представляет собой взаимные манипуляции, состоящие из сочетания побуждений, сдерживаний и последующих согласий или отказов.
Механизм интердикции строится на социальности, знаковости и орудйности. Психика же в коммуникативном подходе это орудие позволяющее человеку адекватно функционировать в социуме.
Манипулируя и подвергаясь манипуляциям других особей во внешнем мире, человек вбирает в себя набор коммуникативных приёмов и делает их орудием, с помощью которого управляет собой как социальной единицей.
Структура такого управления формируется внутренним диалогом. Это беззвучные слова. Так как, каждое слово является ещё и знаком, то можно сказать, что мы разговариваем и управляем сами собой с помощью слов «звучащих в сознании».
Кстати, когда Выготский работал с маленькими детьми, то он заметил, что в определённый небольшой период взросления они пользуются так называемой внешней речью: в процессе делания чего-либо, они проговаривают действие сами себе «под нос». На ранних стадиях зарождения внутреннего диалога, ребёнок интуитивно помогает внешней речи быстрее стать внутренней.

Возвращаясь к двойственности человека, хочу ещё раз упомянуть о двух составляющих, которые я наблюдаю в нём - сущности и личности. Сущность это сфера обитания чувственных и энергетических факторов, личность – социальный помощник, собирающий окружающий мир. Сущность - сфера действия первой сигнальной системы, личность – второй.
Здесь прекрасно прослеживается аналогия с классификацией архетипов предложенная К.Г Юнгом:
персона – часть личности связанная с социальными функциями;
тень – подавляемая, животная сторона личности.

Таким образом, личность - наша персональная часть сформированная социумом на основании механизма интериоризации, создаёт в каждом из нас противоречивые силы не только охраняющие, но и попирающие нас как целостность.

Надеюсь, что описанное мной выше подготовит вас к восприятию множественности человеческой личности, созданию сценариев и механике возникновения неврозов. В следующей части я скорее всего буду писать о Берновской триаде – родитель, ребёнок, взрослый и двух гештальт-терапевтических собаках.

Внимание!Запись на консультации - правила и условия.

Внимание!Подписаться на уведомления о выходе новых постов.


Как всегда нихрена не понял, но тема затронута явно интересная. Могу сказать две вещи по существу:
1. Постарался представить себе любую вещь, например, диван. Поймал себя на мысли что прото повторяю диван, диван, диван, диван, диван, диван, диван, диван, диван,... диван... А в сознании както он мутно вырисовывается.
2. Дим, если ты будешь излагать основную идею поста в одно-два коротких предложения вначале или в конце поста, то их перевариваемость резко повысица, по крайней мере у таких лентяев как я : )
Когда ты говоришь диван, ты его не особо можешь представить потому что это собирательное понятие, оно вбирает сотни диванов, которые ты когда либо видел. Попробуй представь большой удобный диван с обивкой из красной кожи. Лучше вырисовывается, да?
> Вторая сигнальная система имеется только у человека

А как же сигналы , которые животные передают друг другу звуками? Крики птиц, лай собак и тд и тп не говоря уже о знаменитых опытах по обучению обезьян языку жестов?
Тяжело понимать тебя, Дим, но хочется (хотя бы потому что интересно когда начнутся именно внутричерепные транзакции).
И вот я думаю, это что же, вторая сигнальная система мне отказывает?
С первой все понятно: стимул -> реакция. Например, на 100 стимулов - 100 типов реакций. И если б человеку было б достаточно первой сигнальной системы, он бы выучил 100 слов и не парился б: хочу есть, хочу спать, хочу секс, галактеко опасносте!
Но!
Человек с собой ничо не может поделать, потому что в голове у него завариваются образы: он способен работать с образом стимула в отсутствие стимула как такового и генерировать реакции (вот так я собираюсь отличать вторую сигнальную систему от первой). Деятельность человека в отличие от животного будет заключаться в формировании смыслов из образов, по поводу образов, смыслов по поводу смыслов... и естественно выражении этого всего во вне, например, в виде миллиона слов ему известных плюс самостоятельно зановопридуманных. А раз человеку хочется сообщать другим людям свои смыслы и образы, то ему приходиться принимать и изучать языки других людей, чтобы представить их круг смыслов и чтобы вписать их в свой круг, а самому в их круг...

Доктор, я готова к восприятию множественности человеческой личности, созданию сценариев и механике возникновения неврозов?
Отлично! Недавно обсуждал с друзьями дело"семиурга" (~создателя смыслов) в маркетинге, много задевали контекст первой части этого поста.
А вторую я без бумажки со всеми своими моделями не увяжу, но навскидку, конечно, понятно и сходится.
Спасибо!
Я себя с детства ловлю на том, что думать без слов проще, логичнее и гораздо понятнее. Т.е., как я понимаю, это осознание на уровне первой системы?
И вообще, получается, что первая система более широка и базова, потому как вторая система постоянно нас ограничивает словарным запасом, а для того что бы самому себе описать что либо, времени тратиться в разы больше...
Понятно, что без второй системы социума не получиться, т.к. мы не сможем взаимодействовать друг с другом. Но зачем мы внутри себя постоянно ее используем? о___О
Меня словесные мысли невероятно раздражают, например.)= Стараюсь думать словами только когда планирую рассказать что-либо кому-либо. Но получается в сотни раз длиннее...

Какая-то ерунда опять. Опять я прихожу к выводу, что люди усложняют себе жизнь всеми силами.
Доктор, я понял, что ничего не понял.)=
>Вторая сигнальная система имеется только у человека, т.к. связана непосредственно со словами

Это сложный вопрос. Так как у животных тоже есть язык. Для подтверждения рекомендую почитать вот это интервью:

http://burtin.livejournal.com/24621.html
http://burtin.livejournal.com/24932.html

Основное различие думаю в степени абстракции, которое может использовать животное и которое может использовать человек.

> Значение слова нам даёт социум с помощью тех особей, которые находятся с нами рядом и влияют на нас. Как видно из предыдущего предложения – знаковость слова это соглашение.

Но при этом у каждого за словом стоят свои образы. И формально у каждого своё значение слова.